Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая



Rambler's Top100

 

Анри Ле Со (Свами Абхишиктананда)

Отрывки из Писем Свами.

Письма отцу Лемарье

(10 февраля 1952)

О веданте.
Моё длительное знакомство с литургией и отцами ранней Церкви спасло меня от адвайты Шанкары. [Адвайта [Свами джи] исходит напрямую из Упанишад, и не основана на философии Шанкары или любой другой школы веданты]…

Об индуистском культе
Адвайта невероятно могущественна – исчезновение в Одном. То же самое можно сказать и об индуистском культе – по крайней мере, в его чистой форме – подношении цветов и молока камню фаллической формы. Нет ничего непристойного в этой идее – лингам пребывает в святая святых, в пещере, в маленькой тёмной комнате в глубине сердца храма, которую преданный может достичь лишь пройдя через бесчисленные дворы и залы…

О Шантиванаме
Наша часовня представляет собой небольшой куб, всего несколько квадратных футов площадью, простой формы, принятой в индуизме. Алтарь – простой каменный стол на двух простых столбах. Дарохранительница – камень. Две кельи под деревьями, сплетённые из бамбука и лиан с цементным полом. Двухлетний опыт показал, что эти хижины примитивны и нуждаются в постоянном ремонте, а значит, в средствах и постоянных заботах. В настоящий момент я строю кухню из кирпича и черепицы. Ванная: река. Ни столов, ни стульев, ни кроватей. Одежда – оранжевая хлопковая ткань вокруг талии, и ещё одна на плечах – когда мы выходим на улицу, одеваем тунику того же цвета, чтобы не вызывать подозрений. Ходим босиком, с большими чётками вокруг шеи, наподобие тех, что носят индуистские монахи, с деревянным крестом на конце. Внешне мы напоминаем индуистских монахов…

(29 апреля 1953)

Об идолопоклонстве
Сатира Исаии, направленная против изготовления золотых и деревянных идолов применима в полной мере к тем, кто создаёт концептуальных идолов. Простой человек делает скульптуру из дерева, и поклоняется перед ней, говоря: «Ты – мой Бог». Образованный человек создаёт в своём уме концепцию и делает то же самое. И при этом он думает, что достиг Бога, создав Его по своему размеру…

(7 ноября 1954)

О действии Духа за пределами Церкви
Дух действует среди индусов, буддистов, мусульман, атеистов, марксистов и христиан – не-католиков. Старая церковная традиция отправляла всех этих людей в ад, не оставляя им никакого шанса. Однако, сегодня нам необходимо признать, что за пределами евхаристической общины есть не меньше тех, кто поклоняется Отцу в Духе и Истине. Поэтому нам надо принять эту тайну, сохраняя в то же время ценность Таинств Церкви, освободиться от рудиментов иудейского менталитета настолько, насколько человеческий ум вообще может стать свободным, не приходя к бессмысленному растворению религии в теософском синкретизме.

(18 июля 1955)

О литургии на острове Элефанта
Вчера поздно вечером я очень долго любовался им (барельефом Шивы в пещере о-ва Элефанта – прим. пер), и в глубокой тьме я позволил себе поддаться его влиянию. Сегодня утром мы прямо перед ним совершили Мессу. В нём нет ничего языческого…

(27 мая 1957)

О проявленном и непроявленном
Проявленное полностью относительно по отношению к тому, что не может быть проявлено.

(9 сентября 1959)

О деятельности Духа за пределами Церкви
Господь пожелал, чтобы я осознал, что Дух также действует за границами Рима. Перед Церковью стоит определённая проблема, возникающая ввиду присутствия Духа за пределами Рима, и даже за пределами христианской веры.

(8 декабря 1959)

Об истинной эсхатологии
Так что, еврейские пророки, которые предсказывали будущий день гнева, окрашивали его в тона эсхатологического триумфа. По мере взросления, я всё более уставал от ожидания «будущего века». Иоанн Евангелия для меня – это более не Иоанн с острова Патмос: всё осуществляется внутри нас (Иоанн, 14), согласно наставлениям наших мудрецов: Он уже здесь, просто осознай это!

(24 октября 1960)

О Церкви
Если бы только Церковь излучала духовное сияние, и не была так твёрдо привязана к формулировкам преходящей философии, если бы только она не ограничивала свободу Духа своими жёсткими нормами, то мы бы уже давно достигли взаимопонимания.

(8 октября 1966)

О теологии мёртвого Бога
Бог пребывает в глубочайшем центре мира. Он бесконечно имманентен в Своей трансцендентности. Когда же мы освободимся от «Всевышнего» Бога «где-то там, в вышине»? Веданта – это ответ на вопрос, который ставили Робинсон, Бонхоффер и другие. Ты слышал о последнем высказывании Робинсона? «Смерть Бога» – это факт. Бога воображения и человеческих концепций. Из его пепла восстанет истинный Бог.

(22 ноября 1966)

О Тезе
Всё, в чём я нуждаюсь – это ведантический воздух гималайских высот. Нам нужны монастыри, подобные Тезе и Солезму, однако, гораздо в большей степени мы в Европе нуждаемся в адвайтических ашрамах, которые бескомпромиссно укажут нам на Запредельное.

 

Письма семье

(7 июня 1946)

О монахах и мирянах
Путешествовать так странно. Монах чувствует, что отличается от других в толпе. Я не смею сказать это первым, но все люди вокруг меня живут как бы снаружи, не имеют ощущения Истинной Реальности, тратят свои мысли и волю на пустяки. Очень легко молиться среди толпы, знаете ли. Надо только оглянуться по сторонам и предложить Благому Богу всех этих людей, окружающих меня…

(1 января 1947)

О матери

Только в домах друзей призвания к священству и духовной деятельности могут расцвести в полном объёме. Это так прекрасно и так удивительно. Мама дала нам пример в своей семейной жизни. Она была идеалом, установила такой высокий стандарт, которому её дети и внуки, священники и монахи, с таким трудом пытаются соответствовать.

 

Письма Марии - Терезе Ле Со

(26 декабря 1954)

О бхаджане на Аруначале
О да, за мной живёт целая семья, которая каждый вечер с 7 до 8 часов поёт свои «молитвы». Если бы ты только знала, как они прекрасны! «Харе Рам, Харе Кришна, Аруначала Шива…» Я любуюсь ими, сидя на камне на некотором отдалении. Вся древняя Индии возвращается ко мне в их песнях…

(19 марта 1959)

О действии и бытии

Западные люди всегда заботятся о том, что бы им сделать. Но когда мы приезжаем в Индию, мы учимся просто быть, и бытие есть самая интенсивная форма действия. Ни одно внешнее действие в физическом мире не может быть столь же интенсивным, как движение внутри атома, через который он на самом деле и существует. Таким образом, действие находится внутри нас, и это наше главное призвание как монахов, монахинь и людей, занимающихся медитацией...

(17 декабря 1959)

Рождественское послание
Моё рождественское пожелание сестрёнке заключено в тех словах, которые я читал сегодня утром на Мессе: «Возрадуйтесь, возрадуйтесь!» Ибо Господь не просто близок, Он уже здесь. В реальности нет ничего, кроме Него…

(21 августа 1960)

О реальности
На самом деле есть только одна реальная вещь – и это настоящий момент, в которой мы находимся лицом к лицу с Богом. У меня только одна проповедь: «Осознай себя в настоящий момент»…

(29 сентября 1969)

О паломничестве в Индию
Без медитативного настроя ехать в Индию абсолютно бесполезно. Приезжайте, чтобы получить, и не пытайтесь ничего дать, кроме розы или лилии. Ваш внутренний мир воссияет сам из себя, вне зависимости от того, будут ли вас окружать христиане или индуисты. Старайтесь быть, а не делать, не пытайтесь ничего понять разумом. Отправьте свой ум в отпуск на некоторое время…

(9 августа 1973)

О пробуждении
Я открыл, что ПРОБУЖДЕНИЕ не имеет ничего общего с нашим положением, даже с так называемой жизнью и с так называемой смертью – личность пробудилась, вот и всё! Я ждал, находясь на своём месте, на границе двух миров, я был удивительно спокоен, потому что Я ЕСТЬ и не важно в каком мире...

(28 июня 1964)

О празднике Святого Сердца
В праздник Святого Сердца я был там с моим другом. Это праздник Источника, из Которого изошла Церковь, Источника, Чьё происхождение в лоне Отца, Источника Божественности, Источника Бытия, Источника всего, Источника, в Котором ты растворишься, если рискнёшь вступить в Него: оттуда нет возврата! В Нём ты перейдёшь в вечность.

 

Письма Мюррею Роджерсу

(2 сентября 1973)

Об учении
Я могу лишь поставить цель пробуждения людей. Любые учении о Боге или о Слове в любой религии, не основанные на глубоком опыте «Я» остаются пустыми словами, не обладают экзистенциальным свойством. Из пробуждения к своему «Я» рождается пробуждение к Богу, и мы открываем для себя удивительную идею, что Христос есть Пробуждение такого уровня чистоты, которое прежде не было известно человечеству…

(4 октября 1973)

О проявлениях Бога
В окружающем мире, и в Церкви, которые поразительно горизонтальны по своей сути, не найдётся ли места для тех, кто склонен к вертикальному беспорядку, и требует от мира минимум, необходимый для поддержания тела? Моя жизнь с нищими и с бедными садху древней традиции многому научила меня. Конечно, мой уровень жизни гораздо выше, чем у них, и всё-таки, я думаю, что у меня есть о чём свидетельствовать – о молчании Духа! В любом случае, как вы понимаете, моё сердце – лучший ответ голосам искусителей. Если моё послание действительно пойдёт, оно будет свободно от всяких понятий (условностей), кроме того, кто будет его передавать. Христос, Которого я проповедую, это просто «Я есьм» («Сущий») в глубине каждого сердца. Он может проявиться и в танцующем Шиве и в любвеобильном Кришне! И Его Царство в этом открытии… в открытии внутреннего Грааля! Пробуждение – это взрыв! Никакая Церковь после этого не узнает ни Христа, ни саму себя. И именно по этой причине никто не любит «атомных грибов»…

 

Матери Франсуазе-Терезе

Весь 1959 год Свами Абхишиктананда вёл интенсивную переписку с настоятельницей Монастыря св. Терезы дё Лизьё, матерью Франсуазой-Терезой, которая поддерживала начинание двух отцов Шантиванама и даже поместила изображение Свами Джи на алтаре в своей обители. 26 октября того же года отец Лё Со написал:

Стоит ли упоминать, что я молюсь об этом меньше, чем кто бы то ни было. Несомненно, некоторая часть моей души говорит, что «прошения» более не имеют смысла. Как сказал мне один из моих друзей-квакеров, “зачем тратить время, предоставляя Господу какую-то информацию?

Годом ранее Свами джи делился своими впечатлениями от общения с матерью Франсуазой-Терезой со своим другом отцом Лемарье (9 июня 1958):

Говорил ли я тебе, что «Отшельники Саччидананды» проникли в святилище Лизье через г-жу Шарнеле, мать нынешней настоятельницы (М. Франсуазы-Терезы)? И что они молятся за Шантиванам? А это не мало!

(10 октября 1963)

Во II Ватиканском Соборе есть такое дыхание Духа, которое Церковь вряд ли испытывала в прошлом…

 

Письма Альфреду Ле Со

(12 октября 1964)

О Евхаристическом Конгрессе
Глупые заявления подняли волну антимиссионерской активности под занавес Конгресса (речь идёт о Бомбейском Евхаристическом Конгрессе 1964 года – прим.пер.). Было сказано, что Папа приедет как миссионер, чтобы обращать народ и раздавать милостыню жителям беднейшей в мире страны. Эти слова произвели ужасное впечатление, и народ собирается принять Папу с чёрными знамёнами, а всё из за бестактности христиан и европейцев.

(4 марта 1970)

О христианах вне Церкви
Даже и не обладая верой в Бога «сущего на Небесах», вдалеке от нас, истинный человек осознаёт, что он не один на земле, и что у него есть долг помогать, любить и служить ближнему. И в этом, увы, коммунисты, гуманисты, индусы, и многие другие, ежедневно показывают христианам пример. Подумай о Ганди. Что мы должны сделать, так это пробудить в молодых людях пламенный идеал…

 

Письма сестре Анне-Марии Стокс

(12 мая 1961)

О Христе в Тайне Индии
Христиане смотрят на Христа в тайне Индии, где Христос смотрит на них в Своей эсхатологической славе…

(9 февраля 1967)

О духовном мосте
Я знаю кое-что о себе: я живу наполовину с официальной Церковью, наполовину с теми, кто ничего не имеет; наполовину с христианами, наполовину с индусами: это очень некомфортное положение, поверьте мне. И именно в этом отношении идея «моста» кажется мне очень просветляющей. Именно роль моста делает такое неудобное положение стоящим. Мир на всех уровнях нуждается в таких мостах…Однако, опасность такого положения заключается в том, что мы рискуем не принадлежать ни к одной, ни к другой стороне, в то время, как наш долг состоит в том, чтобы полностью принадлежать обеим сторонам. Это возможно лишь в Тайне Бога.

 

Письма сестре Терезе Иисуса

(24 октября 1966)

О каноническом праве
В некатолической и нехристианской среде нам не следует сверять каждый наш шаг с нормами Канонического права: это приведёт к ужасной скрупулёзности. Каноническое право – это помощь, но, следует добавить, что, как и любой другой закон, оно применимо только в обычных условиях. Например, общеизвестно, что практика интеркоммунии простирается гораздо дальше, чем устанавливают недавние директивы Секретариата. Однако, между тем, что принято официально, и тем, что происходит на практике (с молчаливого согласия властей), всегда останется большая пропасть…

О Логосе и Пуруше
Давайте погрузимся в глубины Индии во имя Церкви, и найдём там Христа, который гораздо более проявлен в Пуруше, чем в греческом Логосе, и ждёт Своего открытия. Я до сих пор верю в то, что когда-то написал: «Индийская Церковь не родится до тех пор, пока в глубине индийского сердца Пуруша не пробудится как Христос»

Об открытии истинного «Я»
Откройте своё истинное «Я»… Понятие «нерождённого» относится к тому, что находится за пределами времени, пространства и обстоятельств, и лишь в нём ты получишь прозрение, проблеск опыта абсолютности Бога. Нам следует разрубить узы, «узлы сердца», о которых говорит Мундака, и которые привязывают нас к маске внутри нас: и это очень болезненный процесс.

 

Письма Раймундо Паниккару

(21 июня 1968)

О могиле Бога
Самое главное решение, которое должна выработать Церковь – это как предотвратить её от превращения в «могилу Бога». Прежде всего, я бы хотел увидеть какую-нибудь структуру [в Церкви], которая могла бы возглавить процесс aggiornamento (обновления) – фонд, исследовательскую группу – любую официальную комиссию, не важно, как вы её назовёте, но что бы она обладала определённой властью…

 

Монахине-кармелитке

(21 апреля 1963)

В моём случае я ждал тринадцать лет, прежде, чем подать официальный запрос на поездку в Индию. И в течение всех этих тринадцати лет, как только брезжил луч надежды, всё вдруг снова ставилось под сомнение. Не остаётся ничего делать, только предаться и предоставить всё Богу. Важно не делать ту или иную работу для Бога, а позволить Ему делать через нас то, что Он Сам хочет сделать. Основное приготовление к Индии – это углубление собственной внутренней жизни. Когда кто-то спрашивает меня: «Как не забыть Бога в процессе нашей деятельности?», я отвечаю очень просто: «Наоборот, как позабыть о Нём?» Мы отождествляем Господа с нашими представлениями о Нём, а также с какими-то практиками (молитва и т.д.). Не достаточно ли знать, что Бог одновременно трансцендентен и имманентен ко всему? Если бы кто-то мог отойти от Бога!


Летом 1964 года Свами Абхишиктананда знакомится со статьёй, вышедшей под названием "Псалтырь: христианская молитва?" Её автор выражает серьёзные сомнения относительно возможности искренней христианской молитвы, с использованием иудейских псалмов, переполненных призывами к насилию и межрелигиозной розни. Свами джи делится своими размышлениями об этом со своими друзьями отцом Лёмарье и Раймундо Паниккаром:

Отцу Лёмарье

(12 июля 1964)

Охватывает ужас, когда немного подумаешь обо всех вещах, противоречащих Евангелию, воспринимаемому нами в чистом сознании: мы ведь просто повторяем то, что старые еврейские книжники записали много лет назад!

Раймундо Паниккару

(24 июня 1964)

Эта статья - бомба... Псалтырь носит ужасающе еврейский характер, и низводит христианское подсознание на дохристианский, неевангельский уровень!"

 

Матери Марии-Жильбер

(10 февраля 1965)

Ум пребывает в посте во время внутренней молитвы с моими брятьями-садху, медленно повторяя «ОМ», в котором заключено всё. Я не позволяю себе поместить Бога где-то вовне, а просто осознаю, что всё, что пребывает внутри и снаружи, есть Он один. Ибо если бы существовал Бог плюс «другой», то Он более не был бы Богом, не был бы Абсолютом! Не остаётся ничего, кроме того, кто говорит «Аз есьм!» Важно ли теперь где пребываю «я сам»? Это ЕГО дело! Но как я могу говорить о «Нём»? Никого не осталось, кроме Того, кто из вечности в вечность произносит «Я», ахам...

Вчера я познакомился с индуистским садху, который в течение многих лет молится Иисусу. Он немного знаком с христианами, с Евангелием, и создал собственную мантру по образцу шиваитских мантр: «ОМ! Слава Иисусу!» Он непрестанно рецитирует её на своих шиваитских чётках, уповая на Иисуса и Его Матерь, что они обеспечат его пищей через руки людей, в деревнях которых он бывает.

… Индия – это, скорее, духовное измерение, чем географический объект. Столько людей приезжает в Индию, живёт здесь 25-50 лет, и никогда не открывает её для себя: они не способны связать её с сокровищами Церкви. Таково истинное индийское призвание в Церкви, вне зависимости от того, пребываете ли Вы здесь телесно или нет. Пребывайте в Индии и от Индии через Ваши собственные внутренние глубины. Я не говорю о воображении или тоске. Индия там, где Вы обретаете Господа в глубинах себя, Господа Гухи (Пещеры). И это глубинный центр Вашего сердца и сердца Отца. Живите в нём, каковы бы ни были обстоятельства…Ничто не может заглушить мелодию ОМ и Авва Отче.

 

Одетте Баумер

(13 сентября 1967)

Опыт Бытия находится на совершенно ином уровне сознания. Всегда есть опасность ложной адвайты, адвайты на уровне мысли, а не опыта… Тот, кто обманывает себя «ощущением единства», упускает главное. Адвайта – это царский секрет, который может быть раскрыт лишь в последний момент учителем, который знает – тад вид – ученику, который близок, готов узнать это.

(9 ноября 1969)

Именно осознание Присутствия – это то, что следует обрести, каким бы путём Вы ни шли. И когда Присутствие обнаружено, Вы достигаете освобождения, и более не нуждаетесь ни в чём, даже в Боге, как бы сказал Джнянананда. Ведь уже не нужно ни искать Бога, ни овладевать Им, так как Он Сам – моё истинное «Я».

 

Марку Шадюку (4 ноября 1970)

Широко раскрой свои глаза и уши, дабы обрести Дух, говорящий народам через анимизм и ислам, а также открывающийся им здесь в тайне Индии, обращаясь к горделивым членам Западной Церкви и Западу в целом.

 

Семье Миллеров (13 ноября 1970)

Для ведантиста есть только Один Гуру, Тот, Кто сияет в глубине сердца, Нерождённый. «внешний Гуру» - это лишь временная форма, которую истинный Гуру принимает для того, чтобы ученик мог познать Его, и в момент воссоединения больше не остаётся ни гуру, ни ученика. В христианстве Церковь (т.е члены Церкви, а также те, кого Бог призвал к общению с Ним) есть Гуру, проявившийся в пространстве и времени, и в Котором открылся Сам Иисус.


Публикуется с разрешения «Общества Абхишиктананды», Индия
Перевод: www.shantivanam.info

(c) 2006 TM "Nova Attack"