Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая






Rambler's Top100

 

Беда Гриффитс (Свами Даянанда)

"Влюбляясь в Индию"
(Отрывки из писем отца Беды Гриффитса из коллекции Эдриана Ранса)

Нирмала Ашрам Кенгери

17 апреля 1955

Здесь меня переполнило ощущение Царства Божьего. Здесь я прочувствовал послание Евангелия: «Царство Божие явилось». Всё, что вы искали в течение всей вашей истории, всё, о чём говорят ваши писания, всё, к чему вы стремитесь в вашей повседневной жизни, уже здесь, среди вас. Христос уже здесь, нам осталось только осознать Его. Не как нечто новое, а как древнейшую в мире вещь, истинную жизнь, Брахман. Атман, Реальность, Истину.

1 мая 1955

Для меня каждый (индиец - прим.пер.) обладает абсолютной красотой: мужчины, женщины, дети… Куда бы я не повернулся, я вижу чистые образы Бога. Я могу объяснить этот феномен так: жители Запада постоянно поглощены своими собственными делами, они все живут внутри своего эго, и поэтому они не прозрачны. Бог не может сиять через них. Здесь же люди живут, исходя из подсознания, и обладают абсолютной красотой цветов, деревьев и животных (но это, конечно, разумная красота). Их лица удивительно открыты.

Меня поразило (в Индии - прим.пер.) полное отсутствие сексуальности на публике… Секс – это нечто священное, он осуществляется в тайне, принадлежит дому и семье. На Западе мы выплеснули его на публику, перенесли в сферу сознательного, и, таким образом, обесценили его. Но эти люди живут, исходя из глубин уравновешенного подсознательного Центра Бытия, где секс сокровенен и священен, но, в то же время, сохраняет всю свою полноту и реализацию.

Я бы сказал, что два их (индийцев - прим.пер.) величайших порока – это воровство и ложь… Я склонен полагать, что эти пороки (как и в Испании и Италии) – обратная сторона их добродетелей. Я думаю, что люди, которые живут на уровне бессознательного, не имеют чёткого ощущения «твоего» и «моего» – собственность для них это нечто непостоянное. Также я думаю, что ум, укоренённый в Центре Бытия зачастую не заботится о словах. Он знает, что все слова – это лишь приблизительное выражение истины, и что всё, в определённом смысле, есть иллюзия.

21 июня 1955

Я уверен, что мы должны безоговорочно признать, что Абсолют веданты и всех традиционных религий идентичен Богу христианства. Именно эту точку зрения я выражаю в моей книге о мистицизме (которую я на прошлой неделе отослал в издательство Penguin). Есть только один Бог: бесконечное, вечное, неизменное Бытие, находящееся за пределами воображения, мысли, невыразимое, непостижимое, «единое без второго». Таков единственный Объект всех религий. Каждая религиозная традиция постигает это единое Бытие различными способами, некоторые из которых более адекватны, другие менее. Также каждая религия предлагает свой путь к Абсолюту, более или менее адекватный… Сколь же уязвима позиция христианства здесь, в Индии, и как мало подтверждений реального превосходства христианина над индусами и всеми остальными, но зато какое мощное отторжение вызывает идея якобы существующего превосходства (христианства).

27 июля 1955

Я уверен, что этот вопрос, связанный со злом, очень важен. Мне кажется, ты преувеличиваешь роль зла и греха: корень всего этого – страх (идущий из детства). Грех и зло полностью отрицательны: они не обладают реальностью сами по себе. Всё реальное и позитивное исходит от Бога: грех – это просто отказ от Бога, отвержение Реальности. Я не знаю, можешь ли ты применить к себе эти рассуждения, но я думаю, что Индия могла бы тебе помочь. Здесь каждый приобретает удивительное ощущение присутствия Бога во всём, ведь эта идея так глубоко укоренилась в индуистской традиции. Всё в природе, по сути, добро. В тебе есть что-то от Бога, но ты не осознаёшь этого, и боишься этого. Это принц, превращённый в дракона с помощью заклинания (страха)…

5 августа 1955

Что касается сексуального элемента, то, разумеется, он присутствует [в индуистском культе], но я убеждён, что секс – это сакральная вещь, проявление Божественного. Так он и воспринимается. Я бы сказал, что это, прежде всего, чистое искусство. Мы наткнулись на маленький придорожный алтарь, в котором были лишь лингам и йони (мужской и женский органы). Мы посидели перед ним… Это признание сакральности секса и благословение плодородия. Простое подношение Богу в виде половых органов с целью получения благословения. Не вижу в этом ничего непристойного. Это западный ум непристоен.

По пути мы посетили несколько живых храмов, священники которых одарили нас цветами и бананами. Интересно, что бы сказал св. Павел о том, что мы поедаем бананы, «предложенные идолам»? Но я, честно говоря, не чувствую присутствия здесь злых духов: идолы для меня – просто образы, посвящённые Богу, и в них каждый может осознать присутствие Христа, Который не отказывается принимать поклонение истинно верующего.

Всё это означает, что мы должны перестать быть европейцами: мы должны стать индуистскими-католиками, то есть, католиками, которые принимают индуистскую метафизическую традицию…

Что касается «нетварного Разума» Экхарта, то у меня нет никаких возражений. Тварный разума – mens, intellectus = buddhi или nous – есть эманация из Божественного Разума, тварное последствие Изначальной Причины. Но, как таковой, он обязательно просвещается Божественным Разумом, и это означает, что нетварный Божественный Разум всегда присутствует в нас, просвещая наш ум (чем больше мы обращаемся к нему, тем больше просвещаемся). Это именно то присутствие Бога в душе, к которому обращается Экхарт, остающееся чистым и безгрешным даже тогда, когда душа находится в аду, поскольку без оного душа перестала бы существовать. Можно также сказать, что божественная идея души заключена в образе, из которого произошла душа. В абсолютной перспективе, поскольку Христос есть Слово, в котором содержатся все идеи, то это присутствие Христа в нас.

26 ноября 1955

Я должен отметить, что Христос был воплощённой любовью, и наша концепция любви должна сравниваться и проверяться по нашей реакции на ту любовь, которую проявил Он. Это чётко показано в 14-ой главе Евангелия от Иоанна. Не думаю, что какая-либо любовь может превзойти это, и сей факт лежит в основе всех Евангелий. Но эта любовь не человеческая: Христос не любил людей за то, какие они есть – никого невозможно любить, исходя из таких предпосылок – его любовь была жёсткой и требовательной… Он любил людей за то, чем они способны стать, иными словами, Он любил Божественное в них, и это, на самом деле, единственное, что можно любить. Строго говоря, вообще невозможно любить никого, кроме Бога. Люди любимы потому, что они отражают любовь Бога.

18 декабря 1955

Твой вопрос о мифе очень интересен, но ты сама на него ответила: «это проявленный образ Истины в подсознании, на более глубоком уровне», который выражает эту Истину, и через миф человек постигает тайны бытия. Можно сказать, что миф – это подсознательное выражение идей, постигаемых высшим разумом.


Курисумала Ашрам

27 марта 1957

Религии предлагают разные концепции Абсолюта: для христиан это Троица, для индусов – Параматман, Высшее «Я», для буддистов – Пустота, Ничто. Всё это – концепции Абсолюта, Который, Сам по Себе, выше всех концепций. Христиане могут сказать, что их концепция наиболее адекватна, так как была открыта особым образом, однако ни одна концепция даже отдалённо не соответствует Реальности, которая бесконечно превосходит всякое человеческое понимание. Наши концепции – это знаки, которые указывают на Реальность, скрывающуюся за ними: некоторые из них превосходят другие, однако ни одна из них не идентична Реальности.

4 августа 1957

Здесь в Ниранаме при церкви живёт семья, члены которой считают себя потомками первых христиан, обращённых святым Фомой. Они рассказывают историю об одном из своих предков, который был брадобреем-индуистом, настолько ненавидевшим святого Фому, что решил убить своего собственного сына и затем свалить вину на апостола. Когда дело было сделано, святой Фома повелел принести ему тело мальчика, а затем приказал ему встать и рассказать, кто совершил убийство. Мальчик воскрес, и рассказал, что во всём виноват его отец. Брадобрей и вся его семья немедленно приняли крещение, и с тех пор все их потомки живут при церкви. Традиция и индуистов и христиан просто удивительна: они живут здесь в отдалённом прошлом, и рассказывают обо всех древних событиях так, как будто они происходили вчера. Индусы также верят в своих богов и их чудеса.

24 ноября 1957

Я говорил тебе, что недавно умер отец Моншанен? Основатель бенедиктинского ашрама в Шантиванаме, где я провёл прошлое Рождество. Он прожил здесь 17 лет, и почти всё время страдал от слабого здоровья. Он не достиг больших видимых успехов, однако, я чувствую, что его жизнь была героической жертвой, и в реальности он сделал очень много…

Подсознание – это вовсе не «спящая красавица». Это бесконечный комплекс лжи, фантазий, гордыни, предрассудков, невежества, глупости, похоти и страха: мне открывается слой за слоем, вплоть до детства, а то и младенчества. Я пока не достиг уровня младенчества: он мне представляется чистым и безмятежным, но и это может оказаться иллюзией.

26 января 1958

В другом письме ты спрашивала о недвойственности. Сфера недвойственности находится за пределами пространства и времени, выше всех рассудочных концепций. Это сфера чистой интуиции, где растворяются различия между субъектом и объектом, а душа становится идентичной объекту своих рассуждений. Я думаю, что недвойственность тождественна дару премудрости, но премудрости не в смысле знания или понимания. Дары знания и понимания обычно считаются светом рационального мышления, и присутствуют в трудах богословов, подобных святому Августину и святому Фоме. Однако премудрость – это знание более высокого уровня, на котором Святой Дух занимает место рассудка, и наша душа преображается в Его образ. Таково знание недвойственности: мы становимся духом, единым с Богом, и разница между познающим и познаваемым исчезает… Это знание Себя в Себе и через Себя. Это знание невозможно выразить рациональным способом – Христос обладал им от природы, и только Он может передать его нам через дар Духа.

6 апреля 1958

Я думаю, мы можем сказать, что через первородный грех, каждый из нас наследует расстройство коллективного бессознательного. Каждый человек воспринимает грех Адама (кстати, отвечая на другой твой вопрос, скажу, что Адам – это Человечество: имя Адам просто означает Человек, и его следует переводить именно так)…Грех укоренён в подсознании, и только Христос, Который спустился в глубины подсознания (в Ад) может исцелить раны греха и восстановить природную гармонию. В момент Крещения исцеляющая сила Христа входит в наше подсознание и придаёт нам силы освободиться от власти греха, от скрытых сил подсознания (включая демонические)… В реальности грех – это сознательное действие. Пока воля находится во власти сил подсознания (или, как говорит Евангелие, одержима злыми духами), никакого греха нет. Например, психопат подобен ребёнку, и, зачастую, обладает невинностью ребёнка. Но как только у него появляется осознание, грех начинает реализовываться. В то же время, и божественная благодать также начинает действовать.

10 августа 1957

Прежде всего, мы должны помнить, что когда наш Господь принял человеческую форму, Он искупил природу человека. Таким образом, мы наследуем природу, которая когда-то пала, но затем была искуплена. От начала и до конца времён нет ни одного человека, который был бы исключён из искупительного акта Христа. Следовательно, мы должны быть уверены, что нет ни одного мужчины, женщины или ребёнка, который не получал бы благодать Христа, достаточную для достижения вечной жизни (т.е. созерцания Бога). Лично я разделяю точку зрения отца Бруно, что это правило распространяется и на некрещеных детей, равно как и на детей, умерших в утробе матери… Единственное, что может привести к потере благодати – это сознательный грех…и в этом случае нет иного Судьи помимо Бога…

Следует сказать, что всё откровение исходит от Христа, ибо Он – Слово, просвещающее всех людей; также и вся благодать, исходя от Христа и Святого Духа, предлагается всем без исключения... Таким образом, индус и буддист спасается по милости Христа, ибо Кришна и Будда суть образы Христа, и невидимым образом является членом Церкви. То же самое можно сказать и обо всех людях доброй воли, которых ты упоминала. Пусть на уровне сознания они отвергают Церковь и Христа, но на подсознательном уровне они ищут истину и благодать, обретая их во Христе, Который будет судить их по желаниям подсознания, а не по рассудочным высказываниям. В этом смысле атеист может быть спасён, и быть лучшим христианином, чем католик…

Для удобства я разделил источники греха на семь групп:

1. Алчность: желание удовлетворять свои желания. Это очень тонкий уровень, который нуждается в тщательном исследовании, но он носит фундаментальный характер. До тех пор, пока мы не разовьём непривязанность к еде и напиткам, мы останемся привязанными к телу.
2. Леность: желание безмятежности и простоты, избегание трудностей и труда. Я думаю, это очень глубоко спрятано в каждом из нас.
3. Похоть: я обнаруживаю её и в себе, мы все испытываем мощную способность к физиологической похоти. Она присутствует во всех, и мешает нам развивать любовь, данную Богом.
4. Гнев: во мне он принимает форму нетерпеливости, как правило, в отношении себя самого. Но это сильная и глубоко укоренённая страсть.
5. Себялюбие: истинный корень всех страстей. Это и есть первородный грех – обращение к себе, подсознательный поиск себя, достижения собственного удовлетворения во всём (и в особенности в религии).
6. Гордыня: это мой самый печальный грех, особенно интеллектуальная гордыня, также, находящаяся на подсознательном уровне.
7. Своеволие: желание управлять собой и другими, превращение себя в центр всего.


Перевод: www.shantivanam.info

(c) 2006 TM "Nova Attack"