Rambler's Top100 Шива Натараджа
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая



Rambler's Top100

 

Ким Натараджа

"Танцующий Шива "

Шива Натараджа

Во время наших медитативных сессий, мы, среди других индуистских и христианских образов, помещаем в святилище образ Натараджи – Шивы Танцующего. Думается, что было бы полезно дать пояснения к этому образу. Мы предлагаем Вашему вниманию статью  участник лондонской Сангхи, Кима Натараджа, который объясняет символизм образа Шивы и говорит о том, как ищущие христиане могут реализовать его в своей духовной практике. 

Отец Беда очень ценил книгу Фритьофа Капры «Дао Физики» (Fritjof Capra, The Tao of Physics) и часто обращался к ней и цитировал её. В этой книге сведены вместе достижения современной физики и древняя философия Востока, что было ему очень созвучно. Автор описывает Вселенную как безграничный океан энергии, взаимосвязанную сеть отношений, образов отражающих другие образы, одним из которых является каждый из нас. Это видение космоса основано на открытиях квантовой физики в области исследования субатомного измерения мира, когда бесконечное разнообразие форм возникает, исчезает и преобразуется одно в другое. В своей сущности это есть динамическая вселенная движения, «покоящаяся в изменениях», вечно новая и меняющаяся.

Будучи революционным для Запада, такое видение Вселенной уже многие тысячи лет является основой видения мироздания в основе индуизма и буддизма. Космос индуизма живой, подвижный, растущий и «ритмичный». Буддизм особенно подчёркивает непостоянство всех форм и уже слова САНСАРА по сути означает « находящиеся в движении».Шива Натараджа – Космический Танцор – для множества людей по различным причинам в разных веках и культурах стал наиболее полным олицетворением, универсальным принципом Творческой Энергии, присутствующей одновременно внутри и по ту сторону всех природных явлений.

«В ночь Брахмы природа инертна и не может придти в танец, пока Шива не проявит свою Волю. Он воскресает от своего экстаза и приводит инертную материю к жизни ритмичными звуками пробуждающих звуков и ВОТ! Материя являет себя танцующей как слава вокруг него. Танец Его даёт силы всему многообразию явлений. А в исполнении времён Он разрушает все формы и имена огнём, давая им покой» («Танец Шивы» Ананда Кумарасвами (‘The Dance of Shiva’ by Ananda K Coomaraswamy)

Значение танца Натараджи символически проявлено в Его позе и атрибутах. Шива танцует на демоне неведения – Апасмарапуруше: человеческие существа могут достигнуть истинной мудрости, лишь преодолев неведение/иллюзию принятия этого феноменального мира как реального, вместо видения всего как отражения или проявления высшей, Абсолютной Реальности, лежащей в основе всего сущего.
Он танцует в «арке» огненного кольца, что символизирует природу - Пракрити, развитие Вселенной и поддерживающий это трансцендентный (запредельный) Свет. Шива, танцующий в этих пределах, касается этой световой «арки» головой, руками и ступнями и есть вездесущий вселенский Дух – Пуруша. В одном Его ухе женская серьга, а в другом мужская: что символизирует Его в мужской и женской энергиях космоса. У Него четыре руки: верхняя правая держит барабан, символизирующий творение, творческую энергию звука, в ладони верхней левой руки – язык пламени, символизирующий разрушение, а также и очищение. Равновесие этих рук указывает на важность как творения, так и разрушения, необходимых для очищения, развития и преображения. Нижняя правая рука находится в абхая-мудре – «изгоняющей страх», а нижняя левая рука указывая на вознесённую в танце ногу, символизирует благодать освобождения от неведения. Все активности – творения, уничтожения и дара благодати, проявляются одновременно. 

 «Сущностный смысл танца Шивы троичен: во – первых он есть образ Его ритмичной игры, как сути всех движений в пределах космоса, что представлено «аркой»: во – вторых, цель его танца в освобождении бесчисленных человеческих душ от ловушки иллюзии; в – третьих, место Его танца – Чидамбарам, центр вселенной находится внутри его сердца (сущности)». (Ананда Кумарасвами)

 «Высший Ум (Дух) танцует в душе.. ради победы над грехом нашим. Таковым методом Отец наш рассеивает тьму иллюзии (майи), жжёт нити причинности (кармы), попирает ногами зло (авидью, невежество), дарует потоки благодати и с любовью погружает душу в океан блаженства (Ананда). Тот, кто созерцает этот мистический танец никогда не увидит перерождения». (“Унмай Виллаккам” – тамильский текст (“Unmai Vilakkam”)

Когда отец Беда в 1978 году посетил сестру Паскалину Кофф (монахиню ордена св. Бенедикта) из бенедиктинской общины сестёр “Непрерывного поклонения” (”Perpetual Adoration), что в монастыре Осэдж, в Оклахоме, он подарил ей статую Натараджи, сказав, что христиане должны увидеть Натараджу в качестве символ Христа Воскресшего. Для нас очевидно, почему он воспринимал его именно так.

Шива Натараджа

Перевод: Сергей Рябов

 

 

 

 

(c) 2006 TM "Nova Attack"