Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая



Rambler's Top100

 

Сестра Паскалина Кофф

"Сатсанг с с. Паскалиной Кофф "



Сатсанг – санскритское слово, которое можно перевести как “собрание” (сангха) тех, кто ищет Бога, Истину, Высшую Цель (сат).

Сестра Паскалина Кофф – основательница бенедиктинского ашрама "O+M" в Сэндс-Спрингс, Оседж, Оклахома, США. В течение 20 лет она ведёт межрелигиозный диалог между востоком и западом, проведя год в ашраме Шантиванам в Южной Индии вместе с Бедой Гриффитсом.

"Я знаю Великую Личность, Которая подобно солнечному свету рассеивает тьму. Только познав Её можно преодолеть узы смерти. Поистине, нет иного пути."
(“Шветашватара упанишада”)


Вопрос 1: Уважаемая Сестра Паскалина, индуисты верят, что Бог время от времени приходит на землю в Своих различных воплощениях для установления мира и помощи человеческому роду. Что говорил отец Беда Гриффитс об этих воплощениях и в чём их отличие от Христа, Который также почитается христианами как воплощение Бога на нашей планете ?
Ответ: Отец Беда почитал аватар как проявления Божественного, приходившие на помощь людям, когда те нуждались в ней. Затем аватары уходили, не сохраняя свою человеческую или иную форму. Рассказы об аватарах можно найти в “Пуранах”. В Индии очень популярны комиксы об аватарах, они сделаны просто. Но с большим уважением. Обычно говорят о 9 воплощениях, и некоторые считают, что Будда был последним из них. Некоторые тибетцы также верят, что у Будды не было физического тела. Что касается Христа, то Он остался с нами. Св. Павел пишет: “Иисус Христос, один и тот же, вчера, сегодня и завтра”. Мы знаем, что у него остались раны от распятия, Он взошёл на Небеса и вернётся опять на облаках во славе. Мы – Его тело, мы едины, а Он – глава. Так что мы едины в Нём, через Него и с Ним.

Вопрос 2: Мой следующий вопрос, возможно, уже набил оскомину всем, кто имеет дело с индуистско-христианским диалогом. Как же всё-таки быть с реинкарнацией ? Существует ли переселение душ ?

Ответ: В течение всего года нашего пребывания в ашраме отца Беды, его постоянно спрашивали о реинкарнации. Он отвечал, что Церковь не предала учение о реинкарнации анафеме, но мы не нуждаемся в этом учении. То. Что нас окружает сейчас – вот что важно. Если выяснится, что реинкарнация существует, то это прекрасно. Если нет – то какой смысл волноваться по этому поводу? Я молюсь, чтобы эта информация пригодилась тебе.

Вопрос 3: Религия индусов полна мифологических образов. Например, богиня Кали представляется нам ужасной ведьмой, которая не ассоциируется с Божественным. Как мы можем соотнести эти образы с христианством ?
Ответ:  Богиня Кали (в честь неё назван город Калькутта) олицетворяет Время и обычно изображается в виде женщины с ожерельем из черепов и кувшином крови, потому что время убивает. Матери Кали поклоняются во многих районах Индии. Иисус – не Кали, но св. Павел уверяет нас, что Иисус вернётся на землю и поведёт всех нас, живых и мёртвых, вперёд. Занимаясь межрелигиозным диалогом, мы находим много сходств между религиями, но это не значит, что те или иные образы идентичны. Это всегда радость, обнаружит сходство. Иисус – историческая личность. Многие (далеко не все!) боги других религий – мифологические образы

Вопрос 4: Индуистские гуру и некоторые христианские учителя настаивают, что этот материальный мир – обитель зла. Значит ли это, что мы должны отказаться от мира, оставить наши увлечения, занятия спортом и т.д. ?
Ответ: Плох или хорош этот мир? Всё зависит от того, на каком уровне его рассматривать. Св. Иоанн чётко говорит нам о мире, как о зле, царстве греха со всеми его соблазнами. Но Бог создал землю и всех живых существ, и увидел, что мир хорош. В апреле (2004 года) на епископальной конференции в Нью-Йорке я слушала доклад одного мусульманского проповедника, который объяснял, что “есть только один Бог и только один мир”. Далее он сказал, что “только единый Бог свят (чист)”. Когда Бог создал творение, Он отделил мир от Себя, и это разделение с Богом есть зло. Так что всё творение – это смесь добра и зла, то есть, всего того, что отделяет нас от Бога. Это может помочь нам в процессе всё большего и большего единения с Божественным, но мы никогда не станем Чистой Благостью. Так что, продолжай любить мир, заниматься спортом и т.д. Но НЕ ПРИВЯЗЫВАЙСЯ ко всему этому, так как привязанность отделяет нас от Создателя и Источника всех этих благих даров.

Вопрос 5: Но значит ли это, что мы должны отказаться от своего “я”, как учат ведантисты, и как советует Христос ?

Ответ: Отказаться от своего “я”? Опять же, это зависит от того, о каком “я” идёт речь. Даже “Гита” учит, что мы должны отбросить своё эго, “я” с маленькой буквы, которое зачастую кажется нам таким значимым. Но когда мы оставим своё эго во имя любви, мы проснёмся в объятиях Духа и осознаем нашу истинную Сущность, обнаружим наше великое “Я”. Благословения.

Вопрос 6: Возвращаясь к вопросу об аватарах, хотел уточнить: если, например, Кришна – это воплощение Божественного, и Христос – это тоже проявление Бога, значит ли это, что Кришна и Христос – одна и та же личность ?

Ответ: Я не говорю, что Кришна – это то же самое, что Иисус Христос. Аватары – это исторические и мифологические проявления Божественного в той или иной телесной форме (рыба, черепаха и т.д.), которые являлись тогда, когда людям особенно была нужна помощь свыше. Эта форма уходила по завершении своей миссии. Однако в Послании к Евреям, 13:8, мы читаем, что Христос один и тот же вчера, сегодня, завтра и во веки веков. Перечитай также Пролог Евангелия от Иоанна и Послание к Ефесянам. Надеюсь, это поможет.

Вопрос 7: Обычно, мы говорим о Боге в мужском роде. Но термин “Святой Дух” во многих древних языках выражен женским родом. Значит ли это. Что у Бога есть некое “женское” начало или ипостась ?
Ответ:  Да, ты прав. Термин “Дух” в Писании женского рода, как и термин София. Книга Премудрости переполнена местоимениями “она”.

Вопрос 8: Монахи Шантиванама активно использовали элементы индуистских богослужений в своей духовной практике. Подскажите, пожалуйста, какие из них можно использовать, поклоняясь Иисусу и Марии ?
Ответ: В Индии Католические Епископы одобрили пять элементов индуистского богослужения, которые могут использовать в своей духовной практике христиане, живущие в Индии. Один из них – арати (предложение Богу цветов, огня, благовоний и т.д.). Беда Гриффитс широко использовал арати. Мы проводили арати во время Евхаристии, затем во время полуденного прославления и в завершении вечерней молитвы. Когда мы открыли наш монастырь 25 лет назад (в Оклахоме), мы также начали практиковать арати перед началом медитации по воскресеньям и в праздники, а также в конце вечерней молитвы в те же дни. Мы любим этот обряд и без колебаний проводим его. Мы также поём бхаджаны (духовные песни) Иисусу на английском и латыни, при этом часто используем мелодии, которые использовал в своём ашраме Беда Гриффитс. Например, он предлагал нам петь: “Jesu, Jesu, Jay, Namo” вместо “Sri Ram, Sri Ram”. Да пребудет в твоём сердце мир.

Вопрос 9: Интересно узнать, использовал ли Беда Гриффитс такой элемент индуистского богослужения, как предложение прасада (пищи, которую преданный делит с Богом).

Ответ: Беда Гриффитс использовал особый индийский чин литургии во время ежедневной мессы, и Святые Дары (хлеб и вино, предложенные Богу) считались истинным прасадом. Я никогда не слышала, чтобы он специально говорил на эту тему, но в контексте всех индийских молитв, предложение хлеба и вина всегда считались элементами священнодействия, впоследствии становившимися Телом и кровью Иисуса.

Вопрос 10: Индийские учителя говорят о необходимости соблюдения вегетарианской диеты, чему учил отец Беда в этом отношении ?

Ответ: Отец Беда положительно отзывался об отказе от мяса в ашраме. Для него это означало быть вместе с народом, с которым он жил, а также, он считал, что вегетарианство помогает в медитативной практике. Еда в Шантиванаме была простой, но питательной. Мы, американцы, пытались потреблять белки в другом виде: если арахисовое масло и т.д.

Вопрос 11: Хотелось бы задать вопрос, касающийся медитации. Не будет ли ощущение “освобождения” или растворения своего эго сопряжено с отрицательными чувствами потери “Я”? Как предотвратить появление такого чувства ?
Ответ:  Я не знаю, что бы сказал Беда Гриффитс в отношении этого вопроса, но, как правило, причиной появления негативных мыслей становятся наши чувства. Мы ожидаем проявления наивысшей, или, как минимум, большой радости. Ощущение абсолютной радости и растворения эго обычно сопровождается положительными чувствами. Так что мне кажется, что только наши собственные мысли могут стать причиной разочарования или даже страха потерять своё эго. У мастера дзен в таком случае возникло бы очень много вопросов: если медитативная практика приводит не к радости, а к депрессии, то это, скорее всего, не может быть просветлением на глубоком уровне. Не надо ждать каких-то плодов духовной практики, просто практикуй ради того, чтобы практиковать.

Вопрос 12: Насколько велика необходимость в гуру, духовном учителе, на пути самосознания ?
Ответ: Отец Беда рекомендовал найти учителя или советчика в отношении молитвенной практики, однако, зачастую, это нелегко. Сам Иисус наш Божественный Гуру. Отец Беда не любил, когда его называли гуру, но, на самом деле он был гуру. И замечательным гуру. Так что продолжай заниматься духовной практикой с верой в Того, кто находится в твоём сердце, с надеждой и терпением. “Он является неожиданно” (Упанишады).

Вопрос 13: Беда Гриффитс учил философии адвайта-веданты в её христианском приложении. Значит ли это, что он отвергал идею Царства Божьего на земле, как мы её традиционно понимаем (то есть, справедливое и счастливое общество во главе с Иисусом Христом, где люди снова встретят друг друга, а семьи и друзья воссоединятся) ?

Ответ: Прежде всего, я советую перечитать книгу отца Беды “Новое видение реальности”, где, в главе 4, на странице 89 он пишет: “если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, как эта концепция отношения народа к его земле, человечества к миру, переживает глубокую трансформацию. Ключевым текстом здесь можно назвать Послание к Евреям, народу, находящемуся в поисках родины. Образ Палестины, к которой Израиль был так привязан, и остаётся привязанным по сей день, также преобразовывается. Она становится символом чего-то более глубокого. Люди ищут реализации в чём-то конкретном, ищут полноты бытия в этом мире, в обладанием определённой территорией, в контакте с землёй. Однако, им следует понять, что реализации нет в этом мире пространства и времени. Истинный объект человеческого поиска не находится в этом мире; человечество находится в поиске не земного града, а Града Божьего, состояния трансформированного человечества. Вот что подразумевается под “небесной родиной”. [Отец Беда продолжает развивать эту тему далее].
Вспомни также, что говорит св. Павел: “не видел глаз, не слышало ухо”, какое великое будущее приготовлено для нас. Я надеюсь, что эти размышления помогут. Очень трудно рассуждать о вещах, которые находятся вне пространства и времени, используя наше сознание и наш язык. Беда пытался вести нас дальше, вперёд, но я никогда не слышала, чтобы он говорил, что Безличное Божество когда-либо уничтожит нашу любовь к Троице, друг к другу и к Матери Земле. “Наше нынешнее состояние сознания не способно полностью осознать высшее состояние человечества и вселенной”

Вопрос 14: Некоторые христиане говорят, что индуизм – языческая, политеистическая религия, с которой невозможно вести плодотворный диалог, и тем более, мы не можем ничего заимствовать из этой традиции.
Что можно ответить таким людям ?

Ответ: Отец Беда постоянно настаивал, что индуисты верят, что все боги – это на самом деле различные формы единого Бога. Он говорил об эволюции различных форм Бога, по мере того, как они проникали в индуизм в результате войн и миграций народов с севера и юга. Индуизм впитывает в себя всё, а не отвергает. Отец Беда очень огорчался, что один из его любимых историков, Мюллер, писал, что индуизм – политеистическая религия. Отец Беда твёрдо отрицал подобные мнения.

Вопрос 15: В политеистических религиях боги олицетворяют силы природы. В христианстве некоторые ангелы также связаны со стихиями. Есть ли между этими существами какая-либо связь ? Не являются ли они одними и теми же сущностями ?
Ответ:  В главе 7 книги “Возвращение к Центру” отец Беда рассматривает ангелов с христианской точки зрения: кто они такие, и какова их сущность. Он помещает ангелов в ряд космических сил: его рассуждения о их положительном или отрицательном характере очень интересны. Далее, в книге “Космическое Откровение” на странице 36 он пишет: “В мире есть множество святилищ различных богов, представляющих космические силы и относящихся ко всему космическому порядку в своём стремлении достичь вселенской гармонии”…

Вопрос 16: Как Беда Гриффитс относился к личности известного индийского мистика Саи Бабы, которому многие (даже в России) поклоняются как божеству ?
Ответ: Однажды Саи Баба пришёл в ашрам отца Беды во время моего пребывания там. Отец Беда смеялся как меленький ребёнок, когда описывал, словами и жестами, как Саи Баба материализовывал драгоценные камни прямо перед зрителями, а затем они исчезали по мановению его руки (или возвращались в то место, откуда он их достал?). Я никогда не слышала, чтобы он хотел поклонения себе. Я также встречалась с одной индианкой, которая раньше была секретаршей Саи Бабы, а он был её духовным наставником. Однажды он сказал ей, что он больше не может продолжать свою практику и хочет жениться. Эта женщина родилась в семье, которая восхищалась им и помогала ему финансово. Мы задавали ей множество вопросов о “чудесах”, которые он творил на глазах у людей. Она ответила, что он материализовывает предметы только чтобы привлёчь внимание людей, а затем начинает рассказывать им о духовных вещах, и они слушают. Но эта же индианка рассказала нам о том, что у Саи бабы есть враги, и одна группировка отправила кого-то к дверям его ашрама с маленькой бомбой. Никто не пострадал тогда, но было испорчено имущество и это событие вызвало у людей страх. Несколько лет назад мне кто-то прислал книгу о другом Саи Бабе, который уже умер, и я узнала, что было несколько человек с этим именем, и они не обязательно родственники. Не знаю, поможет ли тебе эта информация, но хочу отметить в связи с твоим последним утверждением: никто из тех, кто призывает поклоняться себе как Богу, не заслуживает нашего внимания. Время и жизнь слишком драгоценны. Христос один и тот же вчера, сегодня и завтра.

Вопрос 17: Хочу всё-таки ещё раз уточнить, как относиться к поклонению Саи Бабе и другим “гуру”. Мне кажется, это не верно. Я задавал подобный вопрос Свами Тьягананде из Шри Рамакришна Матха, и он ответил, что мы вообще не должны поклоняться никому при жизни, поскольку должны пройти годы, чтобы мы поняли, является ли та или иная личность боговоплощённой…

Ответ: Ты прав! Наш бог – только Бог! Иисус сказал: “никого не называйте отцом”, кроме как когда молитесь “Отче наш сущий на Небесах”…

Вопрос 18: Мой вопрос может показаться слишком эзотеричным, но и Свами Абхишиктананда (Анри Ле Со) и Беда Гриффитс считали, что три аспекта Божества в индуизме (Сат, Чит и Ананда – Вечность, Знание, Блаженство) есть пророческое предвосхищение христианской Троицы. Кроме того, Свамиджи указывал, что Ади Пуруша, первое проявление Бога в этом мире согласно ведическим писаниям, принесённое в жертву у истоков творения, есть образ Космического Христа. Я всегда думал, что Брахма, Вишну и Шива – есть три аспекта (имени) Бога-Отца, в зависимости от того, творит ли Он Вселенную, поддерживает ли её или разрушает. Но в гимне “Пуруша-Сукта” ясно говорится, что эти три проявления Бога изошли из Пуруши. Если Пуруша – это Христос, то Тримурти не может быть Отцом, ведь это Сын исходит из Отца, а не наоборот… Или это мои философские спекуляции ?

Ответ: Я попросила отца Бруно ответить на твой вопрос, поскольку он очень хорошо разбирается в трудах Беды Гриффитса. Ты задал важный вопрос. Когда отец Беда приехал к нам много лет назад, он привёз прекрасную статуэтку танцующего Шивы с 50 стрелами для лука, завёрнутую в газетную бумагу. Когда он распаковал её, то сказал: “Христиане должны увидеть в нём Воскресшего Христа”. Я всегда хранила эти слова в своём сердце, но никогда не верила, что помимо Христа есть какой-то другой Господь среди нас. Однако, что касается Троицы, я могу сказать следующее: я никогда не вижу три её Личности разделёнными, так что, если я вижу Христа, то мой внутренний взгляд видит также и Отца и Духа. Вспомни, что говорил Иисус: “кто видел Меня, тот видел Отца”. Я понимаю, что это деликатный вопрос, когда речь идёт о других религиях, и мы должны рассматривать их в духе II Ватиканского Собора: с осторожностью, уважением и состраданием. Посмотрим, что скажет Бруно.

Пояснение О. Бруно Барнхарта: Сестра Паскалина Кофф попросила меня ответить на твой вопрос, касающийся соотношения индуистских божеств и христианской Троицы. Я попытаюсь ответить на него с точки зрения учения Ле Со и Гриффитса. Прежде всего, есть определённая разница в восприятии этими двумя отцами соотношения христианской Троицы и индуистских божеств. Ле Со видит Христа сначала в танцующем Шиве (Гриффитс также говорил об этом), затем в Кришне или в Пуруше, осознавая Христа как Слово. Эти связи различны, но, в то же время, они не являются взаимоисключающими, они ближе к языку поэзии, чем к жёстким теологическим рассуждениям. Я думаю, что в данном случае Ле Со указывает на “трансцендентную универсальность” Христа, вследствие которой Его можно увидеть во множестве образов, в том числе и в образах танцующего Шивы и любвеобильного Кришны. В то же время, это не мешает Ле Со видеть Христа и в образах других божеств, в том числе и в образе Пуруши. Сравнение будет зависеть от того, какую сторону Христа он хочет подчеркнуть. Во-вторых, я не знаю, предлагал ли Абхишиктананда (Ле Со) однозначную корреляцию индуистских божеств с личностями Троицы. Даже если и предлагал, возможно, он отказался от этого позднее, когда адвайтический опыт, кажется, растворил некоторые из его христианских теологических убеждений, или как минимум, сделал их для него менее значимыми. В-третьих, любимым сравнением Беды Гриффитса между Ведантой и Троицей была идея соотношения Сат-Чит-Ананды с Отцом, Сыном (Словом) и Святым Духом. Эта идея казалась ему твёрдой, в то время как связь Христа с индуистскими божествами казалась более эфемерной и непрочной. Я уверен, что мы должны видеть Христа, а также Отца и Святого Духа в “мифологических образах богов” скорее в вариативной манере, чем в твёрдой. Скорее всего, Христос проявлен в этих божествах более чётко, чем Отец и Дух, поскольку Христос – это объективное личностное откровение образа Бога, также, как центральные личностные (мужские) образы богов в других религиях. Но это всё, конечно, предположения.


Перевод: Максим Демченко

(c) 2006 TM "Nova Attack"