Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая



Rambler's Top100

 

МЕДИТАЦИЯ

Наша община, следуя наставлениям о.Беды Гриффитса, сосредоточена на ежедневной практике медитации, сформулированной в 70-х годах еще одним известным бенедиктинцем, единомышленником о.Беды - о.Джоном Мейном. Суть медитации Джона Мейна очень проста и близка одновременно христианам, хинду и буддистам. Этот путь христианской медитации одновременно указывает на глубины древней мистической традиции созерцательной молитвы христианского пустынничества и демонстрирует универсальность медитации как "чистой молитвы", лежащей в основе почти всех мировых духовных традиций. Беда Гриффитс, так же как о.Мейн, говорил о важности малых медитативных групп, которые могли бы поддержать дисциплину ежедневной медитативной практики каждого духовного искателя. И наша сангха - одна из таких групп, следующая конкретной христианской медитативной практике и устремленная к поиску путей диалога с различными духовными традициями, диалога, происходящего из медитативного опыта, опыта переживания Божественного Присутствия в сердце каждого человека.

"Люди задаются вопросом - есть ли в христианстве путь к Высшей Истине, не доктрина или ритуал, а путь прямого опыта Бога? Это именно то, чего ищут все в наше время - не слова и мысли, но именно непосредственный опыт. Сущетсвует ли подобный опытный путь к Богу, к истине и реальности в христианской традиции? Я верю, что такой путь существует, и отец Джон Мейн был одним из тех, кто пытался сделать подобный опыт доступным для современных людей. Он обнаружил его в бенедиктинской традиции, восходящей к пустынничеству." (о.Беда Гриффитс OSB "Медитация и Новое Творение во Христе")

 

 

Христианская медитация в традиции о.Джона Мейна OSB

Христианская медитация в традиции о. Джона Мейна OSB - разновидность созерцательной молитвы, известной со времён ранних христиан. Древние мудрецы видели в созерцании цель полноценной жизни, а для Отцов Церкви медитация была важнейшим аспектом духовности. Иисус Христос раскрыл преимущества созерцательного измерения бытия в истории о Марфе и Марии. Мы призваны к более глубокому постижению Евангелия и нашей собственной христианской жизни для достижения гармонии и взаимодействия различных сторон христианской духовности. Иисус призывал всех стать совершенными в любви и сострадании, как Отец, оставив своё эго, «я» и отбросив приоритет материальных проблем, а затем обратиться к созерцанию, приняв Его и «непрестанно молясь». Созерцание – это основа жизни всех людей. Марфа и Мария – сёстры, но это не просто два образа – это символ двух дополняющих друг друга измерения личности. Без спокойствия Марии, сидящей у ног Учителя и слушающей Его, мы становимся подобны Марфе: раздражительными, недовольными, рассеянными. В конце концов, даже любой наш труд, не укорененный во внутреннем Божьем покое и никогда не останавливающемся созерцательном бдении, теряет свою продуктивность. На самом деле и Мария, и Марфа трудятся одновременно: одна внешне, а другая внутренне. Созерцание - часть нашей работы, помогающая нам делать другую её часть лучше. Мария и Марфа – это две комнаты в нашем сердце. Они не просто дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге для реализации полноты жизни.

Отец Джон Мейн нашёл в учении первых христианских монахов IV века простой, практичный и универсальный подход к медитации. Сегодня его могут использовать люди любого возраста и рода занятий. С помощью этого простого способа он открыл дверь возрождению созерцательного измерения жизни христиан всех традиций: восточной и западной, католической и реформированной. Также он ещё шире открыл окна для встречи в диалоге между созерцательными религиями Азии и христианством.

 

Как медитировать?

Медитация так же естественна для духа, как дыхание для тела. Эта древняя духовная практика, глубоко укоренённая в христианской традиции, в опыте созерцательной молитвы отцов-пустынников, представляет собой простой путь к миру с самим собой и к единству с Духом Христа. Медитация – это способ молитвы. Существует много видов молитвы: мы молимся разумом, размышляем о Боге, говорим с Богом, молимся посредством тела, молимся в литургии и таинствах, и, наконец, знаем сердечную молитву (Иисусову молитву, традицию "умного делания"). Сердце это центр нашей личности, в котором обитает Христос. Здесь мы обретаем прямое и непосредственное единство со Христом. Оно не приходит посредством слов, или символов. Церковь с самого начала говорила о важности соединения ума и сердца. И мы молитвенно возносим и разум и сердце к Богу. Когда мы медитируем, мы движемся от ума к сердцу. Или, можно сказать, что мы очищаем сердце посредством медитации. Мы открываем сердечные очи. Христос говорил: "Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф 5:8). В этом очищении сердца и заключается путь медитации. Что означает эта чистота? То, что мы свободны от эгоизма. Иисус учил нас отвергать себя. В медитации мы переводим внимание от себя к Богу. Действительно, в медитации мы воплощаем на практике учение Иисуса Христа о молитве. Он учит нас идти в молитве дальше внешних форм. Он говорит нам идти внутрь сердца, не быть многословным, оставить беспокойство и страхи и направить свой ум на Царство Божие. Иисус учит нас жить в настоящем. Если вы соедините все эти элементы вместе, то придёте к созерцанию. Это дар благодати. Но этот дар необходимо получить! И в медитации мы обретаем его. Медитация, безусловно, не замещает другие формы молитвы и благочестия. Она просто придает остальным формам более глубокий смысл.

Мы предлагаем простую практику медитации, разработанную отцом Джоном Мейном. Все, что вам нужно, - это сесть прямо, расслабиться, положить руки на колени, закрыть глаза и повторять про себя вашу мантру, краткую молитвенную формулу, укорененную в христианской традиции. Мы рекомендуем арамейское слово "Маранафа" ("Господь, приди"). Также вы можете использовать в качестве такой молитвенной формулы мантру фразу на санскрите "Ом Намах Кристайя" (практикуемую в Шантиванаме и во многих христианских ашрамах Индии), или Иисусову молитву (ее чаще всего используемый в христианской медитации сокращенный вариант "Господи Иисусе Христе / помилуй меня грешного"), первая часть которой читается на вдохе, а вторая на выдохе (подобно тому, как это делалось в созерцательных практиках исихастов). Также это могут быть такие короткие слова, как "Иисус", "Авва". Не размышляйте о качестве своей медитации, не обращайте внимание на приходящие в голову мысли и образы, сконцентрируйтесь на молитвенной формуле, на ее глубине. Мысли будут приходить и уходить, но не пытайтесь подавлять их или сопротивляться им. Просто позвольте им свободно перемещаться - появляться и исчезать. Когда Вы чувствуете, что Ваше сознание рассеивается, и мысли и впечатления снова привлекли Ваше внимание, просто с верой и любовью вернитесь к молитвенной формуле.

Медитируйте дважды в день (в идеале рано утром и рано вечером). Оптимальная продолжительность медитации – 30 минут, но можно начать с 20, и постепенно довести до 25 минут или до полу часа. Будьте терпеливы и просты:

 

- Найдите тихое место;

- Примите удобную позу, держите спину прямо;

- Прикройте глаза;

- Сидите спокойно, насколько это возможно;

- Дышите глубоко, равномерно и спокойно, будучи одновременно расслабленными и при этом бодрствуя;

- Начните медленно про себя повторять вашу мантру, вашу молитвенную формулу. Прислушивайтесь к словам, повторяя их;

- Продолжайте повторять мантру спокойно и с верой, в течение всего времени медитации;

- Возвращайтесь к повторению, если оно прервалось;

- Повторяйте одну и ту же мантру, молитвенную формулу в течение всей медитации день за днём.

 

На сайте "Международного Общества Христианской Медитации", в разделе "Школа Медитации" представлен цикл статей, подробно рассказывающий обо всех аспектах традиции христианской медитации, сформулированной о.Джоном Мейном OSB:

"Письма международной Школы Медитации" в традиции о.Джона Мейна OSB

 




Если у вас возникли вопросы, напишите нам по адресу: shantivanam.info@gmail.com

(c) 2006 TM "Nova Attack"