Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая




Rambler's Top100

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПОСЛЕ
II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА

1. Что такое II Ватиканский Собор?

II Ватиканский Собор – Вселенский Собор, созванный по инициативе Блаженного Иоанна XXIII и проходивший в Ватикане с 1962 по 1965 год.

2. Какие документы были приняты на II Ватиканском Соборе?

На II Ватиканском Соборе было принято два Догматических Постановления (Lumen Genitum и Dei Verbo) и ряд других документов.

3. Каково мнение II Ватиканского Собора относительно религиозной свободы?

«Ватиканский Собор провозглашает право человеческой личности на религиозную свободу…Кроме того он провозглашает, что это право на религиозную свободу зиждется в самом достоинстве человеческой личности, как она познаётся откровением Божиим» (Dignitatis Humanae 1.2).

4. Как Католическая Церковь относится к нехристианским религиям?

«Католическая Церковь не отвергает ничего, что истинно и свято в других религиях. Она с искренним уважением рассматривает те… правила и учения, которые…приносят нередко луч истины, просвещающий всех людей» (Nostra Aetate, 2).

5. Как христиане должны относиться к ценностям, имеющимся в других религиях?

«…Она увещает своих чад, чтобы они с благоразумием и любовью, через диалог и сотрудничество с последователями иных религий…признавали, охраняли и продвигали находящиеся у тех духовные, нравственные и культурно-социальные ценности» (Nostra Aetate, 2).

6. Как Бог открывается в родоплеменных и национальных религиях?

«От самых древних времён и по сей день существует у различных народов некое восприятие той таинственной силы, которая присутствует в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, иногда даже признание Верховного Божества или Отца. Это восприятие и признание пронизывает их жизнь глубоким религиозным содержанием» (Nostra Aetate, 2).

7. Как Бог открывается в индуизме?

«В индуизме люди исследуют божественную тайну и выражают её неисчерпаемым богатством мифов и прозрениями философии, они ищут освобождение от тревог нашего существования либо в формах аскетической жизни, либо через глубокое размышление, либо прибегая к Богу к любовью и упованием» (Nostra Aetate, 2).

8. В чём заключается духовная ценность буддизма?

«Буддизм, в зависимости от его различных форм, признаёт коренную недостаточность этого изменяющегося мира и учит пути, которым люди с благочестивой и уповающей душою, могут приобрести либо состояние совершенного освобождения, либо достичь наивысшего озарения собственными усилиями или помощью свыше» (Nostra Aetate, 2).

9. Как Католическая Церковь относится к исламу?

«Церковь также с уважением относится к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и пребывающему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям. Они стремятся подчиниться всей душой Его определениям, даже сокровенным, как подчинялся Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера» (Nostra Aetate, 3).

10. Какие особенности вероучения ислама наиболее близки нам?

Мусульмане почитают Иисуса «как пророка и чтят девственную Его Матерь Марию, иногда даже благочестиво призывают Её. Кроме того, они ожидают День Суда, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и почитают Бога молитвой, милостыней и постом» (Nostra Aetate, 3).

11. Что Католическая Церковь говорит об иудеях?

«Церковь не может забыть, что она приняла Откровение через народ, с которым Бог…соизволил заключить древний Союз…Иудеи не приняли Евангелия…но доныне остаются ради отцов, возлюбленными Богом, Чьи дары и призвание непреложны» (Nostra Aetate, 4).

12. Виновны ли иудеи в смерти Христа?

«Хотя иудейские власти…требовали смерти Христа, однако то, что было сделано во время страстей Его не может быть вменено ни всем без различия иудеям, жившим в то время, ни иудеям нашего времени…Иудеи не должны быть представлены ни отверженными Богом, ни проклятыми» (Nostra Aetate, 4).

13. Являются ли обряды и таинства нехристианских религий священными?

«Другие религии, находящиеся повсюду в мире, стремятся различным способом идти навстречу беспокойному человеческому сердцу, предлагая…учения, правила жизни и священные обряды» (Nostra Aetate, 2).

14. Какие отношения должны связывать христиан и атеистов?

«Церковь искренне исповедует, что люди, верующие и неверующие, должны содействовать правильному созиданию этого мира, в котором они вместе живут: этого, без сомнения, не может быть без искреннего и благоразумного диалога» (Gaudium et Spes, 1.1.21).

15. Как Католическая Церковь относится к другим христианским конфессиям?

«Церковь…осознаёт себя связанной с теми, кто крещены и носят имя христиан. Ибо многие из них…веруют с любовью в Бога Отца…и во Христа…, запечатлены крещением…Святой Дух… также действует в них освящающей Своей силой через Свои дары и благодать» (Lumen Genitum, 1.15).

16. Кто принадлежит к Церкви Христовой и предназначен для спасения?

«…К католическому единству Народа Божия…призваны все люди; ему по-разному принадлежат или соотносятся к ним и верные католики и другие верующие во Христа и, наконец, все люди [доброй воли] без различия, предназначенные благодатью Божией ко спасению» (Lumen Genitum, 13).

17. Кто, кроме христиан, может наследовать Вечное Спасение?

«Наконец те, кто не принял…Евангелия, предназначены к Народу Божиему различными путями.

1. Иудеи – прежде всего [предназначен ко спасению] тот народ, которому были дарованы заветы и обетования…ибо непреложны дары и призвание у Бога.
2. Мусульмане и представители других религий, верующие в Творца – но спасительный промысел объемлет тех, кто признаёт Творца, и среди них, в первую очередь, мусульман, которые, считая себя исповедующими веру Авраама, с нами поклоняются Богу единому, милосердному, который будет судить людей в последний день.
3. Представители других религий – но и от всех прочих, которые через тени и образы ищут неведомого Бога, Бог недалеко, ибо Он Сам дарует всем жизнь и дыхание её, потому что Сам Спаситель хочет, чтобы все люди были спасены.
4. Все люди доброй воли – кто…, не зная Евангелия Христова…ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять Его волю, познаваемую голосом совести, тот может наследовать вечное спасение…Божественное Провидение не отказывает в необходимой помощи ко спасению тем, кто…старается вести правильную жизнь»
(Lumen Genitum, 16).



ПОСЛАНИЕ ЛЮБВИ

"Люди смогут спастись также другими путями, хотя мы не объявим им Евангелие"
(Папа Павел VI, энциклика "Evangelii Nuntiandi")

АЛЕКСАНДР МЕНЬ:

«Самое сильное в христианской духовности – это именно не отрицание, а утверждение, охват и полнота».
(Лекция 8 сентября 1990 г.)

«В каждой религии есть Священные Книги, иногда очень высокого качества, высокого духовного полёта и поэтического свойства. Многие Священные Книги Востока, ну, скажем, индийские – «Махабхарата», «Бхагавад-Гита», как часть её, буддийские сутры – имеют богатое содержание и написаны великолепно».
(Интервью Марку Макарову, август 1990 г.)

«Мы преклоняемся перед этическими нормами буддизма. Мы преклоняемся перед буддийским искусством».
(«Мировая духовная культура», Лекции о. Александра Меня, М.2002)

«Учение Кришны заключалось в том, что можно любить Высшее Начало, что оно к нам обращено каким-то своим ликом. Поэтому мы, христиане, считаем кришнаизм пророческим предвосхищением христианства».
(То же издание – см.п.3)

«…Все религиозные учения древности были Ветхим Заветом, то есть подготовкой к этому новому Откровению… Вот мы видим: отрешённость, аскетизм Индии; созерцание вечности, жажду спасения, которые есть в буддизме; уважение к человеку, которое есть в конфуцианстве; познание высшей истины как верховного блага, которое есть в античной философии и драме».
(Лекция 11 марта 1989 г.)

МАТЬ ТЕРЕЗА:

«В культуре каждого народа есть что-то священное, прекрасное и полезное, чему можно и нужно научиться».
(“Мать Тереза”, сборник, Минск, 1998)

«Об индуистском храме, где располагался первый центр милосердия: «Помещение меня устраивало по многим причинам, но прежде всего потому, что оно было центром молитвы для индусов».
(То же издание – см. п. 1)

Беседа со Шри Чинмоем, индуистским гуру и другом:
«Всё, что Вы делаете для мира – во славу Бога и на благо людей! Я молюсь за Вас и за все Ваши многие проекты ради мира во всём мире».
(27 августа 1997 г.)

ИОАНН ПАВЕЛ II:

«Христианское Откровение изначально открыло такой взгляд на духовную историю человека, в который все религии…включены, доказывая единство рода человеческого…».
(«Переступить Порог Надежды», гл. 13)

«…Святой Дух плодотворно действует и вне видимого организма Церкви. Действует Он, опираясь именно на те Semina Verbi (семена Слова), которые образуют общий сотерирологический (спасительный) корень всех религий».
(Там же)

«Тут следовало бы вспомнить о первобытных религиях анимистического типа, в которых на первом плане – культ предков. Мне кажется, их приверженцы особенно близки к христианству…Разве этот культ предков не приготовляет к христианской вере в общение святых…А вера в общение святых – это, собственно, вера во Христа».
(Там же)

«Собор говорит о принадлежности к Церкви христиан и о соотнесённости с Церковью верующих в Бога нехристиан и людей доброй воли. Для спасения важны оба этих состояния…Павел VI изложил это учение в своей первой энциклике «Ecclesiam Suam», где говорит о разных кругах диалога спасения».
(Там же, гл. 21)

О. МАРЧЕЛЛО ДЗАГО, секретарь Канцелярии для нехристиан, Ватикан:

«…Религии были поняты иначе…Сегодня религию понимают прежде всего как опыт, выделяя её положительный аспект».

«Церковь поняла, что она служит всему человечеству, а потому не может отождествляться со спасением».

«Одновременно, углубились также и отношения между Церковью и Христом…Это облегчило иное понимание религий: на них смотрят не только, как на человеческую ценность, но и на то, как они входят в спасительный план Божий»

«Да, все религии – пути спасения. Ведь если религия предлагает себя в качестве средства, орудия спасения, то она и должна быть им. Утверждать противное равнозначно тому, что Бог дал глаза человеку, но не для того, чтобы видеть».

ДРУГИЕ ЦИТАТЫ:

«Таким образом, и христианство, хотя оно и знает, что Сам Бог, через Иисуса Христа открыл Свой план любви к людям, вовсе не воображает, что оно единственный путь спасения, или что в нём исчерпана Тайна Божия».
(С. Боккини, теолог)

«Уже не возможно быть зрелым христианином, не считаясь с другими религиями мира… Это значит, что различные религии мира должны общаться между собой».
(Б. Гриффитс)

«Диалог с братом мусульманином или индуистом не заставил меня скрывать моё христианство…Наоборот, я думаю, что обмен мнениями помог мне в моём поиске Христа, поскольку диалог раскрывает настоящие ценности религий, а они истинны для всех…Опыт всё более подтверждает мне, что два искренне верующих человека хорошо понимают друг друга, оставаясь при этом верными каждый своей религии».
(Отец Энцо, миссионер в Бангладеш)

(c) 2006 TM "Nova Attack"