Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая




Rambler's Top100

 

Религиоведческое и культурологическое предложение для создания общин в Азии

Преподобный д-р К.П. Алеаз (K. P. Aleaz), профессор религиоведения, священник Сирийской Православной Церкви (Калькутта)

Существует необходимость для нас, христиан, попросить прощения за вред, который мы нанесли другим религиям, таково наше первое предложение. Второе предложение заключается в том, что мы должны пропагандировать, прежде всего, освободительные элементы других религиозных традиций, особенно в тех случаях, когда эти элементы разрушались. Третье и последнее предложение – это призыв к переосмыслению нашей теологии в перспективе плюралистического инклюзивизма в целях трансформации нашего опыта веры с помощью опыта веры других.

В поисках прощения

<…>
Некоторые индийские теологи попытались исправить некоторые ложные концепции в отношении индуизма, и мы обязаны помочь им в этом. Например, Сэмьюэль Райан, комментируя Бхагавад-Гиту, отверг критику индуизма, согласно которой эта религия не придаёт никакого значения историческому измерению человеческой жизни. Для Гиты, «история – это время, открытое к Богу, движущееся к своей собственной полноте, уже присутствующей в присутствии Господа в сердце». Путь смерти есть сансара, представляющая собой циклическое время, а путь жизни – история, которая есть время, открытое для любви Кришны и вызревающее в жизнь с ним. Мы также попытались показать, что в адвайте теологически обоснованы экологическое, историческое и социальное измерения, образовывающие онтологическое понимание структуры Бытия, соотносящейся с проблемами жизни на земле и жизни в связи с землёй. Брахмабандхав Упадхьяйя, П. Йоханс и Р.В. Де Смет объясняют нам, что Ниргуна Брахман – это не Безличный Абсолют, скорее он соотносится с христианским представлением о Боге. Термин «ниргунам» лишь указывает на то, что его бытие не нуждается в атрибутах, связывающих Бесконечное с конечным. Ниргуна Брахман – это Асолютная Личность или Верховная Личность. Этот термин также открывает Полноту всех совершенств в абсолютной простоте. Предлагая такое понимание, христиане из Азии взяли на себя обязательство убедить наших братьев и сестёр, принадлежащих к другим религиям, что христиане более не будут разрушителями и манипуляторами.

Миссия – провозглашать освободительные элементы других религий

Азиатский христианин больше не желает указывать на недостатки других религий, которые, якобы, должна исправить христианская вера, как будто бы само христианство непогрешимо. Скорее, он стремится к тому, чтобы исправить недостатки других религий через сами религии. Он более не предаёт анафеме другие религии, а обнаруживает в них освободительные элементы, преодолевая непонимание со стороны самих представителей этих традиций. Сегодня мы отвергаем лишь злоупотребление религией. Например, кастовая система и коммунализм – это две беды индийского общества, взращённых на почве индуизма. Нам просто проклинать индуизм за кастовую систему, и предлагать Евангелие Бога во Христе в качестве альтернативы индуизму, как это делал Д.Н. Фаркунар, который утверждал, что касты не могут обеспечить равенство, социальную свободу и справедливость, и что эти принципы напрямую исходят из учения Иисуса, говорившего о Боге-Отце/Матери и вселенском братстве людей. Вместо этого, христианские теологи должны провозглашать Евангелие о том, что кастовый фактор можно исправить через ресурсы самого индуизма. Они учат, что серьёзную проблему угнетения далитов можно решить с помощью адвайты. Как мы знаем из Практической Веданты Свами Вивекананды, адвайта веданта выступает за отказ от кастовой системы: тот, кто утвердился в блаженстве Бесконечного, рассматривает весь одушевлённый и неодушевлённый мир, как самого себя. Такой человек не может не относиться к другим с той же добротой, с которой он относится к себе. Вот что понимал Свами джи под Практической ведантой. Атман абсолютен, всепроникающ и бесконечен, и каждая индивидуальная душа – это часть этой Вселенской Души. Таким образом, причиняя вред своему ближнему, человек причиняет вред себе. В Атмане нет различий между полами, варнами, ашрамами и другими характеристиками. Если далитские теологи учат, что страдания далитов должны стать отправной точкой их теологии, Свами Вивекананда предлагает им дополнить её, положив в основу теории Внутренний Атман, который присутствует в каждом. Азиатские христиане XXI века подчёркивают освободительные элементы в других религиях, и борются со злом ошибочных представлений о других верах. Правильное понимание попыток других религий устранить социальное зло – важный аспект нашего долга и нашей миссии.
<…>
Удивительный факт, который современные христиане могут проповедовать, заключается в том, что идеология индуистской религии полностью отвергает коммунализм, поскольку индуистская теология подразумевает религиозный плюрализма. Уже в Риг-Веде (1.164. 46), указывая на то, что Сат (Истина, Бытие) одна, но мудрецы дают ей разные имена, Брахманизм попытался разрешить трения, возникающие между различными религиями. Бхагавад-Гита подразумевает возможность существования многих марг (путей к Богу), подчёркивая, что те, кто поклоняется другим богам, на самом деле поклоняется лишь Кришне (9.23, 24; 7.21; 4.11). Традиционные индуисты обосновывают религиозный плюрализм тем, что различия свойственны самой человеческой природе, благодаря принципу адхикарабхеды (различий в отношении или компетентности), и, следовательно, вопрос превосходства или уникальности той или иной дхармы не встаёт. Далее, адвайта веданта и сйадвада джайнизма проповедуют гармонию религий. Христианский теолог может сделать подобные заявления, и выслушать понимание Христа и христианства представителями других вер. Освободительные религиозные элементы действуют исключительно в контексте взаимности.

Путь вперёд: плюралистический инклюзивизм

<…>
Плюралистический инклюзивизм придаёт смысл герменевтическому процессу понимания и интерпретации. Именно герменевтический контекст, а также социо-политико-культурная реальность определяет содержание наших знаний и опыт Евангелия. Знание формулируется в самом процессе познания и понимания Евангелия Бога в Иисусе, и является интегральным недвойственным божественно-человеческим процессом. Никакая информация не является заданной или сформулированной заранее. Мы не можем принять определения, относящиеся к другому периоду времени, и применить их к нашему контексту. Понимание и толкование – наша задача, относящаяся к нашему контексту, и в процессе могут возникнуть новые значения Евангелия. Религиозный плюрализм – важнейший аспект азиатского контекста, и христианский путь заключается в прогрессивной интеграции истины, явленной другим в опыте истории Иисуса. Мы обязаны определить славные пути, через которые Божественные Откровения были явлены нам в других религиях, и которые помогают нам открыть новые измерения значения Евангелия в Иисусе. Вместо того, чтобы оценивать опыт других религий через заранее сформулированные критерии, мы должны с их помощью оценить наше понимание Евангелия. В Святом Духе они покажут нам новые значения личности и деятельности Иисуса, а мы не будем навязывать им наше понимание. Вселенский Иисус принадлежит всему человечеству в Святом Духе.
Как прийти к правильному пониманию Христа и Евангелия Христова – вот важный вопрос. Другой фундаментальный вопрос – кто решает, каково значение Христа и Евангелия. Значение Христа и христианских Евангелий должно проявиться в процессе межрелигиозного диалога. Никто не давал христианским теологам власть и право решать, каково содержание «истинного Евангелия». Люди, принадлежащие к различным религиозно-культурным группам, должны определить содержание Евангелия. Опыт Евангелия по-разному реализуется представителями разных религий, особенно азиатских. Например, несмотря на агрессивные миссионерские нападки на их религию, индуисты смогли осознать Евангелие Бога во Христе в терминах неоведантической мысли. Неоведанта провозглашает Благую Весть о том, что Иисус обладает недвойственными отношениями с Богом, и вдохновляет всех людей установить такие же отношения с Богом через отречение от низшего «я». Конечно, неоведантическая христология – лишь один из многих вариантов индийской христианской теологии. Таким же образом развивается понимание Иисуса и Евангелия и в других азиатских странах, как среди членов Церкви, так и среди тех, чей духовный опыт отличается от христианского. И здесь возникает вопрос, касающийся концепции того, что христиане являются единственными хранителями Евангелия Бога в Иисусе. Иисус превосходит христианство. Мы остро нуждаемся в помощи других религий, чтобы понять значение послания Иисуса. Нам необходимо провести комплексный анализ Евангелия и его понимания в рамках различных духовных традиций мира, и это должны сделать те, кто находятся как внутри, так и за пределами Церкви.

Плюралистический инклюзивизм проповедует взгляд, выраженный Алойсиусом Пьерисом и Раймундо Паниккаром: вторжение других культур в Азию имеет религиозные последствия. <…>. Теология диалога Брахмабандхава Упадхьяйи, П. Ченчии и К. Субхи Рао суть практическая демонстрация теологической конструкции плюралистического инклюзивизма. Брахмабандхав Упадхьяйя придерживался мнения, что ведантическая концепция Бога и христианская вера в точности соответствуют друг другу, и что понятие майи из адвайта веданты – наилучшая концепция, объясняющая творение. Хотя Упадхьяйя честно признавался, что для него функция веданты состоит в том, чтобы придать новый вид уже существующей христианской теологии, он не пытался превратить ведантические концепции Сатчитананды и майи в объяснения готовой христианской теологии. Напротив, он показывал, что Сатчитананда – это Троица, а термин «майя» лучше объясняет природу творения, чем латинский корень «creare». Ченчия обнаружил высшую ценность Христа не вопреки индуизму, а благодаря индуизму, научившему его различать духовное величие. Его теология основывается на прямом опыте Иисуса, и этот опыт различается в зависимости от происхождения и контекста жизни верующего. Таким образом, появляется возможность для нового понимания образа Иисуса. Его собственный опыт заключается в том, что христианство, в первую очередь, это не доктрина спасения, а пророчество о приходе нового творческого порядка в Иисусе, а именно, Царства Божия, в котором космическая энергия, или шакти, представлена Святым Духом. Сегодня мы участвуем в новом творении Иисуса через йогу Святого Духа, соответствующего интегральной йоге Шри Ауробиндо. Калагара Суббха Рао полагал, что, следуя за Иисусом как за Гурудэвом, мы должны видеть перед собой только Иисуса Христа, находящегося за пределами догм и обрядов, при этом он описал свою встречу с Иисусом в категориях адвайта веданты. Иисус умер для тела и эго, принеся Себя в жертву, и призывает нас последовать этим же путём через Его милость. В реальность мы суть Дух, невежество (аджняна) делает нас рабами плоти: это и есть грехопадение, падение в состояние греха. Иисус ведёт нас от аджняны к джняне (знанию), с материального уровня на духовный.

Методология наших теологических рассуждений исходит из плюралистического инклюзивизма. Мы попытались представить содержание откровения Бога в Иисусе в плюралистическом ключе, использовав с этой целью адвайта веданту Шанкары. Мы обнаружили возможность понимания личности Иисуса как внешнего определителя (упадхи), имя, форму (намарупа) и воздействие (карийя) определений Брахмана (гхатакаса), а также его отражений (абхаса). Нам удалось продемонстрировать, что адвайта предоставляет идеологический базис самопожертвования Иисуса: только Бытие (Сат) познаётся в форме Иисуса, и мы не должны видеть ничего иного, помимо этого Бытия в любом пространственно-временном контексте. <…> Чтобы увидеть нашу реальность в Бытии, мы должны принести себя в жертву, как это сделал Иисус. Также мы можем предложить рассматривать функцию Иисуса как личности, представляющей всепроникающую (сарва-гататвам), самосветящуюся (джйотих) и объединяющую (экикритьйя) силу Верховного Атмана, в целях откровения Высшего Брахмана как Чистого Сознания (праджнянагханам), Свидетеля (сакши) и истинного «Я» всего сущего (сарватама), и, в конце концов, провозглашения освобождения человека (нитья сиддхасвабхаум). Если в прошлом христианская мысль превращала религию отречения и осознания потенциальной божественности Иисуса в секулярную догматическую религию врождённого человеческого греха и искупительной жертвы Христа, то в индийской интерпретации функции Иисуса, это понимание может быть исправлено. Миссия Христа выходит за рамки любых теорий искупления.
<…>
Также мы можем продемонстрировать как адвайта веданта может динамически обогатить восточную христианскую мысль в её дальнейшем развитии. Например, прозрение о том, что Брахман/Атман пронизывает, просвещает и интегрирует все уровни и слои человеческой личности, а также всё творение, позволяет восточному христианству выработать собственные взгляды, касающиеся энергий Бога, через которые Он становится познаваемым и с помощью которых происходит дивинизация человека. Адвайтический принцип нети-нети, опыт осознания Брахмана/Атмана как субъекта, познающего всех и всё, которого, в свою очередь, никто не может познать, позволяет восточной христианской мысли развивать свою апофатическую теологию. Православная концепция дивинизации обогащается адвайтическими прозрениями. На самом деле, двинизация – это проникновение Атмана в пять оболочек человека. Самосветящийся Атман (атмаджйотих) передаёт своё сияние разуму и другим органам, и осуществляется одухотворение всего организма. Брахман/Атман приводит всё в состояние единства и однородности (экарасата), результатом чего также становится дивинизация. Брахман/Атман, как Чистое Сознание и Свидетель пронизывает, освящает и объединяет всё человеческое существо, отражаясь в нём. Осознание того, что Брахман/Атман проявляется на всех уровнях нашей личности, стимулирует дальнейшее развитие идеи, что человек создан по образу Бога, как учит восточная христианская теология. Божественная воля, идея сотворения существ, логос, слова присутствуют в энергиях Бога, а не в самой Сущности. Адвайта веданта учит, что задолго до творения, вселенная пребывала в Брахмане как потенциальное семя (биджашактих), не обладая именем и формой (авьяктанамарупа), и такое понимание проясняет идею творения в энергиях Бога.

Путь вперёд: плюралистический инклюзивизм

Во имя своей миссии, христианские империалисты попытались разрушить местные религии и культуры, а христианские мыслители представляли в ложном свете доктрины других религий, поэтому первым шагом к строительству общин в Азии должен стать поиск прощения за причинённый ущерб и устранение ложных концепций о других религиях. <…> Истинное значение Христа и христианского Евангелия должно выявиться в процессе межрелигиозного общения. Представителя различных религиозно-культурных слоёв, должны определить содержание Благой Вести в терминах, присущих контексту их жизни. Божественные откровения присутствуют и в других формах религиозного опыта, который может помочь нам открыть для себя новые измерения значения Евангелия Бога в Иисусе. Троица может восприниматься как Сатчитананда, а функция Иисуса выйти за пределы любых теорий искупления и рассматриваться в качестве указания на то, что Верховный Брахман пронизывает, просвещает и объединяет все сферы человеческой личности, а также всё творение.

Публикуется с разрешения автора, в сокращении.
Другие статьи д-ра Алеаза (на английском) можно найти на сайте Всемирного Совета Церквей:
http://www.wcc-coe.org/wcc/what/interreligious/cd42-09.html


Перевод: www.shantivanam.info

(c) 2006 TM "Nova Attack"