Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки




Rambler's Top100

 

Мадатхилпарампил Маммен Нинан
"Христос как Пуруша"

Доктор физических наук, математик и философ, профессор М.М. Нинан родился в 1934 г. в Индии. Его семья ведет свое происхождения от рода Шанкарапури. Это был один из 4 родов, которым апостол Фома передал Евангелие во время своей проповеди в области Малабар. Сегодня доктор М.М. Нинан продолжает линию своих предков, утверждая христианскую веру в таких работах как «Индуизм», «Жизнь и наследие апостола Фомы», «Квантовая теология», «Семь церквей» и т.д. Суть исследований М.М. Нинана в том, что христианство со времен проповеди апостола Фомы в Индии имело решающее значение для становления индуизма, который профессор решительно отделяет от древнейшей ведической религии. Эта маленькая статья есть только введение в его теории, для ознакомления с которыми необходимо читать обстоятельные исследования.

ГИМН ПУРУШЕ («ПУРУША-СУКТА»)
РИГВЕДА, ГЛАВА X, ГИМН 90
ЭТА ЧАСТЬ РИГВЕДЫ САМАЯ ПОЗДНЯЯ.
ОНА ПОЯВИЛАСЬ УЖЕ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

1. Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Он закрыл собою всю землю и [еще] возвышался над ней на десять пальцев.
2. Пуруша – это все, что стало и станет. Он властвует над бессмертием, [над всем], что растет благодаря пище,
3. Огромно его величие, но еще огромнее [сам] Пуруша. Четвертая часть его – все сущее, три [другие] части – бессмертное в небе.
4. На три четверти вознесся Пуруша в вышину, четвертая часть его осталась [здесь]. Отсюда [он] распростерся на тех, кто ест и кто не ест.
5. От него родилась Вирадж (женское начало. – Прим.ред.), а за ней Пуруша. Родившись, он распростерся на Запад и на Восток.
6. Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву, Весна была его жертвенным маслом, лето – дровами, [а] осень – [самой] жертвой.
7. Этого перворожденного Пурушу освятили как жертву на жертвенной траве, Им приносили жертвы боги, [те], кто были садхьи и риши.
8. Из него, принесенного в жертву, было получено жертвенное масло, [Его] обратили в те существа, которые [обитают] в воздухе, в лесу и селениях.
9. От него, принесенного в жертву, возникли риги и саманы, Стихотворные размеры возникли от него, яджусы от него возникли.
10. От него возникли лошади и [другие животные] с верхними и нижними зубами. Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.
11. Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен? Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?
12. Брахманом стали его уста, руки – кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.
13. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце. Из уст – Индра и Агни, из дыхания возник ветер.
14. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо. Из ног – земля, страны света – из слуха. Так распределились миры.
15. Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, Когда боги, совершая жертвоприношение, связывали Пурушу, [как вяжут] жертвенное животное.
16. Жертвой совершали боги жертвоприношение; эти дхармы были первыми. И им, могущественным, досталось небо, где ранее возникшие боги – садхьи.
(Перевод В.А. Кочергиной)

РИГВЕДА

«Гимн Пуруше» содержится в десятой мандале (или главе) Ригведы - древнейшего текста индуизма. Тексты Ригведы представляют собой собрание трудов поэтов и священнослужителей, охватывающее много веков.

Литература Вед начала складываться в третьем тысячелетии до н.э. Это собрания (самхиты) гимнов в честь богов. Вед, или самхит, четыре. Первая – «Ригведа». Она состоит из десяти разделов, или циклов-мандал. Результатом более поздней обработки «Ригведы» стала вторая самхита – «Самаведа». Здесь в основном повторяются тексты «Ригведы», но в другом порядке, который имеет ритуальный смысл. Третья самхита – «Яджурведа», т.е. «Веда жертенных изречений». Скорее всего, она использовалась в качестве основной при жертвоприношениях. Четвертая самхита – «Атхарваведа». В ней содержится более семисот мантр и молитв на все случаи жизни.

Считается, что со второй по седьмую книги «Ригведы» принадлежат одному провидцу или одной традиции (так же, как в случае пророческих школ раннего иудаизма). По этой причине они называются «книгами семьи». Гимны первой и десятой книг составлены другими семьями, или школами.
Десятая книга – самая поздняя. Она написана в IV в. н.э., тогда как более древние части Ригведы были записаны на ведическом (индоевропейском, авестийском) языке около II в. до н.э. и даже раньше.

Все тексты вед со временем изменялись. Их пересказывали, переписывали, делали вставки. Можно предположить, что эти сокращения и вставки должны были служить целям поздних религиозных деятелей. Ведь эти тексты стали считать священными лишь в VI в. н.э., когда их использовали в ритуалах жертвоприношений (яджнах).

Яджна – ведический ритуал жертвоприношения. Важно понимать, что он производится сразу на двух уровнях – физическом и ментальном, на уровне действий тела и на уровне ума. Поэтому в брахманизме, сменившем архаическую религию Вед, но и впитавшем в себя их наследие, существовало разделение ролей во время ритуала. Один жрец (адхварью) выполняет физические действия – готовит приношения, делит его на части, предает огню; другой (удгатар) – исполняет соответствующие действиям первого гимны; третий (хотар) – читает тексты и жертвенные формулы; а четвертый, казалось бы, просто наблюдает за событиями. Последнего называют Брахманом или царским жрецом – он совершает жертвоприношение в уме. Там он сам становится жертвой, приносит себя в жертву и превращается во Вселенную. Он и есть тот Пуруша, Вселенский Человек, которого боги расчленили, чтобы появилось все многообразие мира. Без «умного делания» брахмана произнесение жертвенных формул, сжигание жертвы на костре и прочие внешние символические действия были бы пусты и бесполезны.

ПОЯВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО БОГА

Язык, стиль и содержание десятой главы Ригведы совершенно отличаются от остальных гимнов. Последние в основном обращены к силам природы. Там присутствуют восемь Васу (элементов), двенадцать Адитьев (солнц), одиннадцать Рудр (свирепых проявлений), а также некоторые другие боги.
Десятая глава вводит четырех новых богов: это Манас (Разум), Дакшина (Воздаяние), Джняна (Знание) и Пуруша («Космический Человек»). Эти понятия совершенно чужды дохристианской части Ригведы. В свою очередь концепция Пуруши выделяется даже среди них.

В ведической религии не было концепции Верховного Бога, который создал Вселенную и является вечным, стоящим выше своих творений. «Гимн Пуруше» в своей изначальной форме, т.е. в десятой главе Ригведы, не называет Пурушу никак иначе. Все прочие обращения к нему, которые мы встречаем, например, в Яджурведе, вероятно, являются представлениями более поздних авторов. Ведь многие великие мудрецы давали наставления о том, как использовать великую сутру – «Гимн Пуруше» – в Огненных Жертвоприношениях.

УЧЕНИЕ О ВСЕЛЕНСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

В доступном сегодня тексте «Гимна Пуруше» содержится двадцать четыре мантры, или строфы. Они делятся на две части. Первая – это «старая» Нараяна, т.е. древняя часть гимна. Вторая – шесть строф, позднее вставленных вайшнавами, – это «поздняя» Нараяна.

Слово «нараяна» состоит из двух основ: «нара» – «человек» – и «аяна» – «вечный, бесконечный». Поэтому мы можем перевести слово «нараяна» как «Космический человек». (В текстах брахман Нараяна отождествляется с мировым Духом, идентичным Пуруше. – Прим. ред.)

По другой этимологии, Нараяна – это тот, кто приводит в движение бесконечные воды и сам также является водой, т.е. Нараяна сам является источником Космоса. Еще один важный перевод слова «Нараяна» – «высший человек», «основание всех людей». Также есть толкование, где «аяна» – это «направление», или «цель». Таким образом, Нараяна – это человек, в котором все соединится.

В поздних толкованиях и приложениях с Пурушей стали ассоциироваться другие боги. Но в изначальном «Гимне Пуруше» нет никаких упоминаний ни о Вишну, ни о каких-то еще индуистских богах.

Нет сомнений, что нынешняя форма «Гимна Пуруше» подверглась многочисленным дополнениям и сокращениям. Однако тут нам помогает простое сравнительное исследование его различных вариантов, появляющихся в Ведах, Араньяках и Упанишадах. Это сравнение ясно показывает, что мы можем, на самом деле, полагаться только на первые пять мантр, содержащихся в оригинальном «Гимне Пуруше». В следующих строфах, начиная с шестой, сразу видны отличия в интонации и богословии.

Перед комментаторами встала сложная задача объяснения этих строф, поскольку там описываются объекты, которые существовали еще до того, как они были созданы.

ЗОЛОТОЙ ЗАРОДЫШ

В ведической литературе очень распространенной является концепция Хираньягарбхи – «Золотого Зародыша», или иногда «Золотого яйца». По сути это образ Вселенной до ее сотворения. Из «Золотого Зародыша» возникает прародитель всего сущего – Человек, Пуруша, отождествляемый в поздних текстах с Праджапати («Владыкой порождений»). В брахманах Праджапати порождает Вселенную духовным усилием или посредством жертвоприношения. В Шатапатхе-брахмане есть глава «Вода как первоначало», где сказано: «Водами поистине было это вначале, лишь морем. Эти [воды] размышляли: «Как могли бы мы размножиться?» Они прилагали усилия, они предавались тапасу. После того как они предались тапасу, возникло золотое яйцо. Нерожденным был тогда год. Это золотое яйцо плавало столько времени, сколько длится год. Из него возник через год человек. Это был Праджапати… Он пробил это золотое яйцо.. Через год он пожелал говорить. Он сказал: «Бхух» – и возникла эта земля. Он сказал: «Бху-вах» – и возникло это воздушное пространство. Он сказал: «Свах» – и возникло то небо… Поистине они, эти три слова, состоят из пяти слогов. Он сделал их пятью временами года… Он, Праджапати, через год поднялся над этими мирами, возникшими таким образом. (…) »

(перевод В.В. Шеворошкин) В других текстах с тем же сюжетом вместо Праджапати стоит имя Брахмы.

БЛАГАЯ ВЕСТЬ В ИНДИИ

Таким образом, есть простое логическое обоснование того, что только первые пять строф могут считаться частью оригинального «Гимна Пуруше», и в данной статье мы будем говорить только о них. По нашему мнению, в этих строфах содержится явная христианская теология, проникшая на индийский субконтинент к первому веку нашей эры с приходом Святого Фомы – ученика Христа.

С нашей точки зрения, Пуруша в этих строфах непосредственно ассоциируется с личностью Иисуса (Пуру Иса). Само применение имени собственного Иса (Иисус) не может быть объяснено никак иначе в историческом и концептуальном контексте. Даже сегодня на всех индийских языках Иисуса называют Иса или Иса Мессих (Иисус Мессия).

Первыми неофитами Фомы были евреи, поэтому в «Гимне Пуруше» получил свое отражение еврейский мистицизм, известный как Каббала. В Каббале Космос – это человек с четырьмя измерениями существования: Божественным, Духовным, Ментальным и Материальным. Ранние христиане представляли Иисуса как Человека, объемлющего весь Космос, а одним из имен Иисуса было «Сын Человеческий» – в индийской терминологии «Нараяна» или «Пурушотама» (Пуру Иса Утхама – Иисус, Величайший из Людей).

Наше предположение состоит в том, что «Гимн Пуруше» содержит различные уровни исторического развития. Первый, самый сокровенный слой, основывается на поучениях Святого Фомы в ходе его двадцатилетнего пастырского служения в Индии. К нему прибавился иудео-христианский мистицизм Каббалы. Вот что, в основном, заметно по пяти первым строфам.

Однако после проповеди манихейства, охватившего всю Индию с севера до юга, мы видим еще один, гностический слой, где боги и провидцы становятся творцами низших миров. Последующие же слои являют собой простую попытку ввести в «Гимн Пуруше» вишнуизм. Возможно также, что это всего лишь несколько добавлений в старый документ, и большая часть трудностей, с которыми сражаются комментаторы, исчезнет, если принять во внимание эти исторические реалии.

Вот те слои, которые можно выявить:
1. Ранний христианский слой с христианским богословием – I-III вв. н.э.
2. Иудео-христианский слой, влияние Каббалы – I-III вв. н.э.
3. Гностический слой, манихейское влияние – III-VII вв. н.э.
4. Поздний вишнуистский слой – начиная с VII в. н.э.

КОСМИЧЕСКИЙ ХРИСТОС

Первая строфа знакомит нас с Личностью Космического Христа, с Христом как Богом:

Тысяча голов у Пуруши,
Тысяча глаз у него,
Тысяча ног у него.
Он проявляется на Земле и во всей Вселенной.
Он – вне счета десяти пальцев.
(Перевод доктора М.М. Нинана)


В действительности Пуруша – это не просто человек. Пуруша – все, что имеет сознание или личность. Схожее по смыслу описание мы встречаем в Евангелии от Иоанна (17:21): «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...»

Таким образом, мы говорим не только о людях, но обо всей совокупности сотворенных существ, имеющих личность, во всей Вселенной, во всех космических измерениях. Поскольку это Верховное Существо – Личность, – то у него есть тело. Телом для него является весь Космос, включающий в себя все одушевленное и неодушевленное. В Космосе бесконечное число различных измерений, а Он – во всем и везде. Так же, как тело состоит из частей, – разнообразно творение. Но есть измерения вне этого материального тела Космоса. Все в целом есть Пуруша – тело, душа и дух, а также то, что вне этого – ведущее дальше, в неведомое.

ПУРУША В КАББАЛЕ

Пуруша представляет Господина Вселенной. В иудейской теологии он изображался как Адам Кадмон – Первозданный Человек. В Книге Бытия при создании человека Бог говорит: «…сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26). Первый земной человек был сотворен по модели космического Пуруши. В тексте Наг Хаммади, в апокрифе от Иоанна, мы узнаем, что этот антропос является первым творением «знания и Совершенного Ума» и первым светилом небес.

Каббала является вариантом иудейского мистицизма, основанного на некоторых мидрашах – писаниях раввинов талмудического периода. Она считается кодификацией устных традиций, начиная со времени Моисея, а потому отражена в пророческих книгах Ветхого Завета. Одним из известных мистиков, записавших эти традиции, был раввин Исаак Лурия (1534-1572). Каббала являлась основой гностицизма, и неудивительно, что она так сильно повлияла на индуизм – по нашей версии, представляющий собой «еретический отросток» христианства под влиянием манихейского проникновения в индийские церкви.

Первым существом, возникшим из бесконечной непостижимой Божественности, из Айн-Соф (соответствующей Ниргуна Брахману индуизма), был Адам Кадмон. Он возник, чтобы стать постижимым Богом – Сагуна Брахманом. Считается, что тело этого постижимого Бога (Сагуна Брахмана) и излучает, и само представляет собой Космос.

Каббалисты считают, что человек, будучи создан по божьему образу и подобию, состоит из тех же самых космических элементов, «сефирот», которые составляют «тело» Адама Кадмона. Символ Адама Кадмона выражает идею о том, что у самого Космоса есть душа и тело.
Весь Космос со всем бесконечным множеством существ, наделенных сознанием, образует часть Тела Пуруши. Этот образ называется Адам Кадмон и означает первозданного, предсотворенного Человека – образ Божественности, существовавший еще до какого-либо божественного «излучения».
Вертикально расположенные четыре буквы Тетраграмматона – имя Бога YHVH, данное так Моисею в еврейской Библии. В этой форме они представляют Кетерим – первое отражение или образ Айн Соф.

Адам Кадмон – первое существо, спонтанно возникшее в метафизическом вакууме. В лаконичной формулировке никейского «Символа Веры» читаем: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна. Единосущна Отцу, Им же вся быша».

Бог создал плоть и форму. Сефирот и миры, которые они образуют, изошли, как утверждает Лурия, из различных отверстий в голове Адама Кадмона: из уха, носа, глаз и рта. Высшее из этих излучений образует мир Ацилут – от «этцел» на иврите, что означает «близкий» (к бесконечному Богу). Однако еще выше Ацилута, согласно последователям Лурии, находится Мир Адама Кадмона. Этот мир столь возвышен, что практически неотличим от Айн-соф. Из этой области, предельно близкой к бесконечному Богу, Адам Кадмон управляет ходом событий в нижних мирах.
Именно эту идею о создании из различных частей тела используют более поздние части «Гимна Пуруше» для оправдания системы четырех каст в индуистском обществе и обоснования превосходства брахманов, созданных из головы.

Человек включен в порядок божественного творения как его <<мера>>. Фигура красного цвета, объемлющая мир, – это божественная Любовь, Сын. Данный образ повторяет изображения космического Адама, охватывающего всю Вселенную. В самом верху – Бог-Отец, высшее добро и начало Любви.

Весьма вероятно, что Христос отождествлял себя с первозданной или Космической Личностью в словах: «…прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Первозданный человек был до Авраама и до всех людей, он предваряет все творение. «…В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:14-18).
Первенец всего творения – божественная сущность самого YHVH. Он – единородный Сын Отца. Как выразил это апостол Павел: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте…(Евр. 1:3)». Он – «Восстановитель Разлома» еще до того, как произошел «разлом». Благословенный YHVH, Элохим, «создающий лекарство прежде раны».

Именно от Адама Кадмона изошла безмерная масса света, перешедшая в творение. Именно через «образ невидимого Элохима», Мессии, сотворил все YHVH. Адам Кадмон – выражение совершенного Слова YHVH – Аум, творческой энергии самого YHVH. В индуистских Упанишадах эта концепция получила развитие в образе Хираньягарбхи – золотого зародыша, который плавал в водах первичного океана.

ВЕТХИЙ ДНЯМИ И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Христос отождествляет себя с образом Сына Человеческого из «Книги Еноха». Эта книга была написана незадолго до прихода Христа и почти наверняка была доступна в его ранние годы. Соответственно, с большой вероятностью можно предположить, что ее содержание было знакомо Христу и его ученикам. В «Книге Еноха» появляется Сын Человеческий и отождествляется с «Ветхим днями» – Первозданной, или Космической Личностью, существовавшей до творения.

В «Книге Еноха» также говорится, что Сын Человеческий был скрыт от мира и проявится, когда наступит конец света. Это связывает его с образом Сына Человеческого в «Книге Даниила». «Ветхий днями» Даниила (Бог-Отец в христианской теологии) представляет непостижимое Верховное Существо, из которого проявляется Сын Человеческий и становится спасителем павшего творения. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» (Дан. 7:9).

В «Книге Даниила» говорится, что Сын Человеческий существует изначально, но Он придет в момент полноты времени. Сын Человеческий в «Книге Еноха» видится так же, как Мессия, чей приход обещан. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14).

Христос видел себя первозданной личностью, Сыном Человеческим и трансцендентным Мессией, который должен был прийти. Поэтому в евангелиях Христос никогда не говорит о себе как о Боге. Чаще всего он называет себя Сыном Человеческим. Последний тождествен образу Пуруши и Адама Кадмона. Поскольку Христос отождествлял себя с Творцом, Господом, Спасителем, постольку его можно назвать и Самопроявлением непроявленного Бога, личностным аспектом Божественности, а значит – Пурушей, Сагуна Брахманом и его атрибутами.

ВСЕ ВО ВСЕМ

Один из энциклопедических словарей дает следующее толкование термина «Пуруша»: «Пуруша (санскр. purusa – Человек). Идеальный или космический человек, равнозначный каббалистическому «Адаму Кадмону». Содержит в себе вместе с Пракрити, или природой, все семь, десять или двенадцать уровней явленного бытия. В мистическом смысле термин «Пуруша» применяется для обозначения духовного «Я» или монады в любой самосознающей сущности, будь то Вселенная, солнечная система или человек; иногда взаимозаменим с понятием Брахмы – «излучателя», творца.
В философии Санкхьи у Капилы символически описывается образ Пуруши, который «едет на плечах Пракрити». Последняя при этом остается иррациональной, тогда как Пуруша без нее – неактивен. Поэтому Природа (в человеке) должна стать смесью Духа и Материи, прежде чем человек станет тем, кем он является. И Дух, скрытый в Материи, должен постепенно пробуждаться к сознанию и жизни.

Санкхья – одна из философских школ Индии. Основа йогической практики. Главный вопрос для ее последователей: пребывает ли следствие в причине до того, как оно появится как таковое. На этот вопрос санкхья отвечает утвердительно. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Кроме того, в санкхье утверждается множественность Пуруш-монад.

Пуруша соответствует греческому первому, или непроявленному, Логосу. Однако временами его характеристики напоминают больше третий, или проявленный, Логос, когда Пуруше приписывают различные функции в космогонии, становившиеся популярными в различные периоды развития индуистской мысли. Говоря точнее, непроявленный Логос является первым проявлением Абсолюта или вершиной, первозданным зародышем космической иерархии, из которого выходит все бесчисленное множество существ.

Непроявленное соответствует изначальному единству, где совокупность проявленной Вселенной – это все многообразие мира. За абсолютным, доступным нашему осознанию, мы должны предположить наличие непознаваемого, неопределимого априорного, что можно, следовательно, назвать непроявленным. Христиане называют это «Логосом», или «Словом». Это – божественный Христос, вечно пребывающий в лоне своего Отца. Буддисты называют его Авалокитешварой (воплощение бесконечного сострадания всех Будд. - Прим. ред.). Почти любая школа формулирует существование центра духовной энергии, который не рожден и вечен и существует в скрытом состоянии в недрах Парабрахмана».

Этот вечный, космический аспект Пуру Исы, личности Христа, полностью объяснен в следующих строфах:

Этот Пуруша – все прошлое,
Все будущее и все настоящее.
Более того, Иисус – единственный Господин бессмертия,
И Он проявляется через
Тех, кто живет за счет пищи.

Этот Пуруша – гораздо более велик,
Чем все его величие в том, что мы видим,
И все, что мы видим в этой Вселенной, – лишь четвертая его часть,
(материальный мир – лишь один из четырех миров)

Над этим миром – три четверти Пуруши,
Но та четверть, что в этом мире,
Появляется снова и снова (рождение и смерть есть только в этом,
материальном мире),
И из нее рождаются существа, потребляющие пищу,
А также неодушевленные формы, не потребляющие пищу.
И все это появилось, чтобы каждый из нас мог видеть.

Из Него (изначального Верховного Существа – Пуруши – личности Христа) родилась Вселенная.
Из этой Вселенной возник Первый Человек (Адхи Пуруша – Адам).
Как только родился, он размножился.
Затем он распространился по всей земле...




Источник публикации: "Империя Духа"

(перевод и примечания доктора М.М. Нинана)
Перевод статьи: Вагид Рагимов
Редакция: Елизавета Кудсова
Подписи к иллюстрациям и примечания:
Антонина Палто

(c) 2006 TM "Nova Attack"