Rambler's Top100
 
Вопросы и ответы
Беда Гриффитс
- биография
- работы
Анри Ле Со
- биография
- работы
Жюль Моншанен
- биография
- работы
Статьи
Молитвы и бхаджаны
Садхана
Минута медитации
Галерея
Глоссарий
Контакты
Ссылки
Гостевая



Rambler's Top100

 

Главная > Статьи

о. Эмануэль Ваттакузи
"Христианство в индуистском мире
"

Отец Эмануэль Ваттакузи является сиромалабарским священником из Южной Индии. После обучения и защиты докторской диссертации в Риме и многолетнего преподавания богословия в Керале, основал небольшой ашрам (монастырь) на берегу реки Перияр.

 

- Вы священник, получили докторскую степень в Римском Григорианском Университете, долго преподавали семинарии ... Как вы оказались в этом ашраме?

- Я пришел сюда по внутреннему зову. В определенный момент я почувствовал Божье призвание – лучше понять содержание и смысл Евангелия в индийском контексте и традиции. Божье призвание является динамическим, а не статическим, со временем оно может трансформироваться – как это произошло в моей жизни. Призвание – это не та жизнь, которую мы сами себе придумываем, а та, к которой, динамичным образом, ведет нас Бог.

- Объясните, пожалуйста что такое ашрам?

- Ашрамом в индуизме называют обитель монахов или отшельников. Таким образом, ашрам по происхождению не принадлежит к католической духовно-аскетической традиции. Он является частью индийского духовного и культурного мира. Но Церковь, в своей миссии к миру, должна интерпретировать «знаки времен», которые перед ней встают. Сегодня в Индии одним из крупнейших вызовов Церкви инкультурация, во-культуривание: перевести вечное Евангельское учение на язык индийской культуры и духовной традиции. Эта логика является логикой воплощения: Христос стал человеком, Бог воплотился в теле конкретного человека, Иисуса, в конкретной иудейской культуре. Подход к церковной миссии, базирующийся на принципе инкультурации, и стал причиной возникновения христианских ашрамов. Мой ашрам является свидетельством евангельских ценностей: мира, молитвы, братства, простоты. Христианский ашрам, по крайней мере, тот, в котором живу я, пытается воплощать эти ценности. Этот ашрам не является институтом, но местом получения духовного опыта.

- В чем разница между христианскими и индуистскими ашрамами?

- Индуистские ашрамы не очень заинтересованы в братстве, простоте и открытости, они являются, прежде всего, местами тишины – и это можно сказать о христианских ашрамах – но у индусов они скорее закрыты в своем роде. Католические ашрамы, наоборот, чрезвычайно открыты для всех людей, мужчин и женщин, всех культур и цивилизаций, открытые к природе, открыты для каждого, кто ищет Бога, не зависимо от пола, касты, вероисповедания, я бы сказал, они универсально открыты. Христианский ашрам – это пункт встречи между противоположностями: между контемпляцией и открытостью, между Востоком и Западом, между различными культурами. Это – место молитвы и медитации, место, чуждое культуры материализма и потребления.

- Жизнь в этом ашраме наполнена молитвой. Часто эта молитва происходит согласно восточных религиозных методик. Как это можно объяснить?

- Человек нуждается быть в единстве с Богом. Это его базовая потребность. Но идея Бога может пониматься очень по разному, в разных контекстах: само слово «Бог» – было создано человеком. Но Бог выше человеческих слов или концепций. Он Один. Бог – это прежде всего реальность, которая является фундаментальной для всех типов религий, теистических или не-теистических, исторических, пророческих или мистических. Посмотрим на таинство воплощения. По моему мнению, Иисус не только воплощением Бога в истории, не только историческим воплощением, но и мета-историческим воплощением, откровением Бога вне времени и пространства в форме человека. Когда мы говорим о воплощения, мы не должны забывать о над-исторические аспекты этого грандиозного события. Как правило, мы на это не обращаем много внимания, на эту тему, к сожалению, не ведутся дискуссии, люди не делятся своими мыслями. Индуистские ашрамы формируются вокруг гуру. Для меня единственный гуру – это Иисус. Сердцем ашрама является гуру, а не дома, структуры и т. д. Гуру – это человек, который реализовал себя в этой жизни, и находится в поисках Божественного просветления. Все атрибуты гуру, просветленной и свободного человека, находящегося в Божественной мудрости – реализовались в высшей степени именно в лице Иисуса.

- Отче, вы практикуете занятия йогой. Объясните, пожалуйста, что такое йога и до какой степени христианам стоит ею заниматься?

- есть два аспекта йоги: йога шастра, что означает наука йоги, философия йоги, другим аспектом является практика йоги, которая связана с телом: упражнения дыхания, методы очистки тела. Кто является мастером йоги - тот знает обоих аспектах. Одновременно йога - это образ жизни, не просто теория. Йог не обижать других людей. Йога означает счастье, единство с Богом и единство с бытием.

- Существует йога для христиан или она отличается от йоги в восточных религиях?

- Йога не является ни христианской, ни не-христианской. Огонь – есть огонь, он не является ни христианским, ни индуистским. Йога – это система, система, основанная на знаниях, и помогает достигать очищенного состояния: очищения ума и внутреннего мира. Йоги объединяют теорию и практику; их деятельность обращена к энергии внутри человека. Они занимаются упражнениями, с целью стимулировать, активировать, контролировать основную энергию человека – через различные дыхательные упражнения пранаяма. Высокие стадии йоги называются Самадхи. Самадхи – это состояние покоя нашего сознания. Целью постижения этого состояния является по сути ничто иное, чем возвращение к первозданному состоянию человека, состоянием наших праотцев в раю. Сначала они не чувствовали разницы между собой, и только после греха – они ее ощутили. Йога медленно ведет к этому райскому опыту. Некоторые йоги очень сконцентрированы. Есть йоги, которые имеют очень странные способности – могут ходить по воде, могут выжить, будучи погребенными, находиться одновременно в двух разных местах и т.д.

- А где вы научились йоге?

- Я учился йоге у разных учителей, а также читал книги, посвященные этой тематике. Философия йоги говорит, что мы не можем достичь высокого уровня сознания, если мы не живем высоконравственно. Особенно важна внутренняя свобода от материальных вещей: не надо гнаться за материальными благами, Нему собственности другого, воровать.

- Существуют определенные условия, чтобы заниматься йогой?

- Да, нужно выполнять определенные условия. Если кто-то употребляет алкоголь, он не может научиться йоге. Индийские учителя требуют очень строгой дисциплины. В западных университетах, прежде чем начать защита докторской диссертации – нужно пройти аспирантуру. Есть определенные условия, и только после их выполнения можно двигаться вперед. Также и с йогой.

- Почему индуизм не позволяет употреблять мяса и алкоголь?

- Потому что эти вещи вредят телу. Божье благословение приходит к нам через тело. Взгляните на машину. Если мотор не работает, поврежден – машина не может ехать. Если мотор прекрасно работает, но не работает аккумулятор – машина также не поедет. Тело – это оболочка, от состояния которой зависит духовное благо человека.

- Что является основным в монашеской жизни?

- В индийской традиции, для монаха важное – это опыт Бога. Если монах лишен этого опыта – считается, что ему не хватает самого основного.

- Недавно мы узнали, что мать Тереза из Калькутты в определенный момент полностью потеряла ощущение близости Бога.

- Мать Тереза – это чрезвычайная личность. Она является мистиком любви, которая видела Христа в каждом человеке. Она служила бедным, но его служение вытекало из любви к Господу. Она говорила: «я не социальный работник, я служу Христу». Но все мистики имеют момент «тьмы» в жизни. Для меня Бог присутствует и в присутствии, и в отсутствии. Он всегда, присутствует, даже когда мне кажется, что Бог не у меня.

- Вы только что сказали, что для монаха главное – это опыт Бога. Что, если монах не чувствует Божьего присутствия?

- Взгляните на огонь. Если есть огонь, то будет и тепло и дым. Если монах является настоящим – от него идти благодать. В христианстве это называется кеносисом. Кеносис - это опорожнения. Если я полон себя, где найдется во мне место для Бога? Я должен себя очистить – чтобы Бог смог поселиться во мне. Если бутылка полная воды – в нее ничего больше не налить.

Индуисткие подвижники не пытаются описать определенные процессы, они пытаются понять их. В духовной жизни приходит момент, когда все становится так ясно, что больше не возникает вопросов. Дуализм вопросы - ответы исчезает. Они его побеждают. Это то, что христиане называют обожение, это победа над миром. Христос говорит: "Я преодолел этот мир ... Царство мое не от мира сего ... Я учитель правды". Христос не пришел основать философскую школу или ашрам, он пришел, чтобы принести правду. "Ищите и обрящете ... Правда вас освободит". О поклонении в "духе и истине" Господь открыл не богослову, а женщине-самарянке. Новость о Воскресении, важнейшая правда христианства была объявлена Магдалине, простой женщине, а не группе богословов на научной конференции. То, что скрыто от умных – то открывается неученым. В этом ашраме мои поиски и подвиги, как христианского священника, нашли ответа. Ответы, которые я не нашел, изучая богословие в университетах. Ведь в университетах ищут академического совершенства, но это не самое главное. Мой испанский профессор говорил: «Вы должны быть докторами милосердия и любви».

- Мы говорим, что Бог что-то скрывает от мудрых – а открывает простым и неученым, но медитацией и йогой тяжело заниматься каждому. Они также для элиты.

- Они могут быть очень простыми и понятными каждому, кто за них бы не брался. Надо подобрать настолько простой язык, чтобы эти люди могли бы понять. Нужно также найти учителя и практиковать. Нет ничего невозможного. И для этого не нужно большого образования. Главное – желание, а остальные медленно придет само собой. Духовная зрелость не является следствием занятия наукой. Я не недооцениваю или осуждаю науку, но я убежден, что одна только наука не уничтожит эгоизм в человеке ... Христос говорил: "Научитесь от Меня .... Придите ко Мне все труждающиеся ... Мир мой даю вам!"

Беседовал Павел Смицнюк

Источник: www.dukhovnist.in.ua