ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
«www.shantivanam.info» (Сангха о. Беды Гриффитса OSB) - это проект, созданный в 2006
году группой католиков-мирян для перевода и распространения
наследия пионера индуистско-христианского диалога,
католического монаха и священника о. Беды Гриффитса, а также его предшественников Анри Ле Со
и Жюля Моншанена на русском языке. В последние годы
своей земной жизни, отец Беда Гриффитс много путешествовал,
и во время каждой поездки, он призывал людей к созданию
небольших медитативных групп по всему миру. Он утверждал,
что Бог призывает к созерцанию всех, и единственная
причина неудач в медитативной жизни - невосприимчивость
человека к этому призыву. Наш проект можно назвать виртуальным
вариантом такой медитативной группы.
 Что представляет собой символ нашего проекта?
скачать
Космический Крест, вписанный в окружность. В центре
креста расположен знак ОМ, символ Божественного Логоса
в индуизме, а надпись на окружности гласит: «Ом СатЧитАнандайя
Намах».

Что означают санскритские имена отцов Ле Со, Моншанена и Гриффитса?
Духовное имя Анри Ле Со - Свами Абхишиктананда, оно переводится как «Блаженство Помазанника» (т.е. Христа). Имя Жюля Моншанена - Свами Парам Аруби Ананда переводится как «обретший Блаженство в Том, Кто пребывает за гранью форм». Имя Беды Гриффитса - Свами Даянанда переводится как «Блаженство сострадания». Анри Ле Со получил посвящение в санньясу (монашество) от Свами Джнянанады Гири, и, таким образом, принадлежал одновременно к двум традициям: монашеской традиции бенедиктинцев и к восточной традиции санньясы

Каковы особенности духовной практики, рекомендованной отцами Ле Со, Моншаненом и Гриффитсом?
Отцы Ле Со, Моншанен и Гриффитс стремились реализовать
свою христианскую веру в контексте индийской духовности,
глубже постичь свою внутреннюю суть, используя методы,
принятые в ведической культуре. Некоторые из этих методов
были официально признаны Конференцией Епископов Индии.
Духовная жизнь трёх отцов включает следующие аспекты:
- Медитация
- Намаджапа (повторение Святого Имени Бога)
- Бхаджан (пение духовных песен)
- Чтение Священных Писаний различных традиций (в первую
очередь «Евангелия» и «Упанишад»), размышление над ними
и обсуждение
- Арати (церемония огней, заимствованная из индуизма)
- Использование атрибутов ведической культуры (одежда санньяси, нанесение определённых символов на тело и т.д.)

В чём заключается философия недвойственного единства ?
Философия недвойственного единства (адвайта) лежит в основе
духовной практики отцов Ле Со, Моншанена и Гриффитса.
Санскритский термин “а-двайта” указывает на недвойственное
единство, в котором пребывают Бог (Брахман) и Человек,
и целью нашего существования является осознание этой
Истины. Анри Ле Со и Беда Гриффитс видели полную и целостную
реализацию этого единства в личности Иисуса Христа,
Который в Евангелии от Иоанна говорит: «Я и Отец - одно»
(Иоанн 10.0) . Многие христиане останавливаются на этом
утверждении, но на самом деле Иисус ведёт нас дальше,
к осознанию нашего собственного участия в этом недвойственном
единстве: «Как Ты, Отче, во Мне, так и Я в Тебе, так
и они да будут в Нас едино» (Иоанн 17.21). И это учение
о недвойственном единстве является точкой соприкосновения
западной и восточной традиции, христианства и индуизма,
который с древних времён учит путям осознания целостности
бытия.

Не является ли это учение пантеизмом ?
Пантеизм учит, что «всё есть Бог», а философия недвойственного
единства, что «Бог проявлен во всём». Фома Аквинский писал,
что «Бог присутствует во всех предметах», а Беда Гриффитс
уточняет, что как Отец Бог является надмирной, непостижимой
сущностью, а вот Христе Он становится единым со всей Вселенной,
проявляясь как суть всех вещей. «Таким образом, суть Божества,
Пресвятая Троица, Христос в Его духовном Теле, присутствует
в каждой частице материи. Вся Вселенная существует во
Христе, в Боге. Мы видим завесу материи, но реальность
Тела Христова всегда в Боге и всегда присутствует повсюду»
(см. Беда Гриффитс «Ашрам и Евхаристия»).

Что означает санскритский термин «СатЧитАнанда»?
СатЧитАнанда - это три характеристики Божества (Брахмана)
в философии веданты: бытие (сат), знание (чит) а блаженство
(ананда). Анри Ле Со говорил, что учение о СатЧитАнанде
есть пророческое предвосхищение христианского учения о
Святой Троице, в которой Отец (вечное бытие, сат) познаёт
Себя в Сыне (знание, чит) и в результате пребывает в блаженстве
любви Святого Духа (блаженство, ананда). Беда Гриффитс
добавляет, что христианское учение по новому смотрит на
учение о СатЧитАнанде, придавая ему динамизм, так как
три Личности Святой Троицы находятся в постоянном общении
любви друг с другом, а мы все также призваны к этому общению
в недвойственном единстве.

Как соотносится образ ведического Пуруши с личностью Христа?
Термин «Пуруша» переводится как «Человек». В «Ведах» Пуруша
- это первое проявление Божества, Космический Человек
(ср. с учением Тейара де Шардена), которое от начала приносится
в жертву ради блага всех живых существ, и благодаря этой
жертве существует мир. Христос, по словам св. Павла, был
также заклан «от века», причём на Голгофе эта Жертва достигла
своей кульминации. Анри Ле Со видел в Пуруше Самого Христа.
Образ Пуруши также присутствует в других культурах (например,
в кельтской).

Может ли христианин заниматься йогой ?
Йога - это общее название различных видов духовной практики,
целью которых является самоосознание и богоосознание.
Традиционно говорят о четырёх видах йоги: раджа-йога (она
включает самодисциплину, дыхательные и физические упражнения),
карма-йогу (бескорыстная деятельность на благо человечества),
джняна-йога (самопознание через медитацию и познание Бога)
и бхакти-йога (процесс преданного служения Богу). В учении
Иисуса Христа и в практике христианских подвижников присутствуют
все четыре йоги (особенно бхакти-йога и карма йога, выраженные
в двух заповедях Любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем и возлюби ближнего твоего как самого себя»). Медитативные
практики также всегда были неотъемлемой частью христианской
духовности: духовные упражнения св. Игнатия Лойолы, размышления
св. Франциска Ассизского, подражания Христу св. Фомы Кемпийского
- всё это возвышенные примеры христианской медитации.

Как отцы Ле Со, Моншанен и Гриффитс относились к вегетарианству?
В Послании к Римлянам святой Павел рекомендует: «лучше не
пить вина и не есть мяса» (14.21). Хотя вегетарианство
и не является обязательным положением в христианском вероучении,
большинство христианских Свами в Индии придерживаются
лакто-вегетарианской диеты. Что касается последователей
Ле Со, Моншанена и Гриффитса, то выбор всегда остаётся
за ними.

Как философия отцов Ле Со, Моншанена и Гриффитса соотносится с учением официальной Церкви?
Католическая Церковь уже в течение более 50 лет ведёт
интенсивный диалог с нехристианскими религиями, а официальная
позиция Рима выражена в документах II Ватиканского Собора:
«Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что
истинно и свято в этих (нехристианских) религиях. Она
с искренним уважением рассматривает тот образ действия
и жизни, те предписания и учения, которые, во многом отличаясь
от того, чего она придерживается и чему учит, всё же нередко
доносят луч Истины, просвещающей всех людей». «Итак, она
призывает своих детей, чтобы в беседе и сотрудничестве
с последователями иных религий они, свидетельствуя о вере
и христианской жизни, в то же время признавали, хранили
и поддерживали обнаруживаемые у них духовные и нравственные
блага, а также социально-культурные ценности» (Nostra
Aetate, 2).

|